Military Educational and Scientific Centre of the Air Force «Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Vysshaya shkola zhurnalistiki i massovyh kommunikaciy, sosikatel')
from 01.01.2024 until now
St. Petersburg, Russian Federation
The Novgorod Region has been a platform for a pilot demographic project since 2023. The local governmental officials report its progress in social media accounts on the VKontakte social network. This case was chosen to illustrate the management style employed by local authorities for online communication with local community. After defining the share of content on demographic topics, the author identified the most popular subtopics and tools the account managers used to engage subscribers in a discussion. A manual selection of posts and topic analysis provided diverse material of user reactions and revealed the feedback tools. The current format for managing the government communities on VKontakte was at the very initial stage of developing a civic debate platform. It realized its informative function but failed to facilitate a meaningful dialogue between the government and the community. The share of demographic content was below 3%: housing and public improvement proved to be much more popular issues. Government officials avoided communication and limited themselves to standardized responses to the flood of negative comments, which naturally generated criticism and undermined public trust. The current communication strategy employed by the Novgorod regional administration on social media hinders communication with the local communities and discourages users from discussing politic.
regional demographic policy, fertility promotion, information policy, governmental accounts in VKontakte social network, content analysis, Novgorod Region
Оригинальная статья
Отражение демографической повестки в официальных сообществах Новгородской области в социальной сети Вконтакте
Сумарокова Екатерина Игоревна
Санкт-Петербургский Государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
ketmermaid@gmail.com
Аннотация: С 2023 года в Новгородской области действует пилотный проект по одной из ключевых целей внутренней политики – стимулированию рождаемости. Мероприятия проекта освещаются в официальных сообществах региона в социальной сети ВКонтакте. Цель – изучить контент данных сообществ, посвященный демографии и мерам, принимаемых в рамках проекта. Проведена ручная выборка постов с дальнейшим анализом тем, реакций пользователей и механизма обратной связи. Выявлено, что текущий формат ведения государственных сообществ отражает начальную стадию формирования эффективной площадки для гражданской дискуссии, но в полной мере не способствует налаживанию диалога между властью и населением и не позволяет преодолеть конфликт интересов: формальные отчеты о принимаемых мерах не удовлетворяют жителей, ожидающих более масштабных изменений.
Ключевые слова: стимулирование рождаемости, информационная политика, официальные сообщества Вконтакте, контент-анализ
Full article
Reflection of the demographic agenda in the official communities of the Novgorod region on the social network
Vkontakte
Sumarokova Ekaterina
St.Petersburg State University, St. Petersburg, Russia
ketmermaid@gmail.com
Abstract: Since 2023, a pilot project has been operating in the Novgorod Region on one of the key goals of domestic policy – stimulating the birth rate. The project's events are covered in the official communities of the region on the VKontakte social network. The goal is to study the content of these communities, dedicated to demographics and measures taken within the framework of the project. A manual selection of posts was carried out with further analysis of topics, user reactions and feedback mechanism. It has been revealed that the current format of conducting public communities reflects the initial stage of forming an effective platform for civil discussion, but does not fully facilitate dialogue between the government and the population and does not allow overcoming conflicts of interest: formal reports on measures taken do not satisfy residents who expect more ambitious changes. Keywords: fertility promotion, information policy, official Vkontakte communities, content analysis
Демографическая политика – один из аспектов внутренней политики государства, состоящая из комплекса мер, направленных на демографические процессы, с целью проведения количественных и качественных параметров структуры народонаселения в соответствии с потребностями хозяйственно-экономического комплекса страны и вызовами геополитических условий [Копцева, Журавлева 2017: 209]. Однако это не только усилия со стороны государства, но и встречное, притом адекватное, отношение к ним со стороны людей [Рыбаковский 2025: 253 – 254].
В малых городах трех регионов России – Пензенской, Тамбовской и Новгородской областях – реализуется пилотный проект по одной из ключевых целей внутренней политики в сфере демографии – стимулированию рождаемости, который утвержден Правительством РФ с 31 августа 2023 г.[1]. Исследователи отмечают необходимость варьирования мер в зависимости от демографической и миграционной специфики региона [Данилова 2021: 108], его экономической развитости [Зверева 2013: 46]. Губернатор А. Никитин пояснил, что территории выбраны из-за схожей ситуации – «демографической зимы» и цель «сделать так, чтобы на этих территориях было удобно и комфортно создавать семьи и рожать детей»[2]. Пилотный проект по стимулированию рождаемости был продлен до конца 2025 года, и его официальная оценка ожидается в первой половине 2026 года.
В оценке региональной демографической политики выделяют следующие негативные тенденции: дублирование целей и затруднение оценки результатов программ схожей направленности, отсутствие целевых показателей программы или их недостаточная информативность для объективной оценки эффективности, необоснованность выбора категорий населения, на которые направлены те или иные меры [Елизаров, Джанаева 2012: 29 – 31].
Однако доказано, что социальные сети могут быть инструментом оценки эффективности власти [Зимова 2020: 169]. Сетевые коммуникации являются одним из самых перспективных направлений развития политической коммуникации в современном обществе, как в качестве средства обеспечения политического процесса, так и в качестве инструмента создания «электронного правительства» [Быков 2013: 200].
Все мероприятия пилотного проекта освещаются в официальных сообществах органов государственной власти, согласно ФЗ №270 2022 года, который обязал местные исполнительные власти вести информационную деятельность в социальных сетях, чтобы в понятной и доступной форме показывать свою работу на привычных для пользователя платформах. Помимо информационной функции – оповещения населения о ходе демографических реформ, должна присутствовать пропагандистская (ценностная) [Дзялошинский 2012: 254], которая в нашем случае направлена на укрепление семейных ценностей.
При изучении процесса коммуникации обнаружено, что пользователь запоминает саму тему, что сводит весь процесс к акту привлечения внимания [Дзялошинский 2012: 181], и в данном исследовании важно будет учитывать и упоминания темы демографии. Кроме того, связь темы с персоной необоснованно повышает ее важность [Cohen 1995: 99]. Этим обусловлено исследование тематических блоков демографического контента в данной статье.
При изучении политической коммуникации работают с мишенями коммуникативного воздействия – факторами в структуре адресата, которые обеспечат успех коммуникации, или, иначе, те психические структуры, изменение которых обеспечивает достижение желанной манипулятором цели [Доценко 1997: 157]. Мишенью может быть эмоциональная атмосфера общества, которую в социальных сетях ведомств формируют дважды: первый этап «когнитивный» [Урнов 2008: 48] – публикация сообщения в попытке вызвать эмоции у аудитории, второй – работа с точечными всплесками негатива в комментариях, которые также являются важным объектом нашего исследования. Исследователи полагают, что даже при чрезмерной резкости они являются индикаторами общественных настроений [Шмаков 2024: 140]. Также подтверждено, что нулевая интеракция в комментариях со стороны власти увеличивает поток негатива и лишает социальные сети их прямой функции – коммуникации [Бабаева 2021: 212].
В рамках изучения влияния информационной политики на демографию обширна в статье мы остановимся на рассмотрении информирования и реализации функции обратной связи, чтобы оценить ее эффективность.
Методы и материалы
В статье рассмотрены официальные сообщества Правительства Новгородской области и Администраций входящих в нее Боровичского, Валдайского и Старорусского муниципальных районов. Все они являются участниками пилотного проекта по стимулированию рождаемости, который был запущен 27 сентября 2023 г. – это дата начала данного исследования. Дата его окончания – 21 июня 2025 г.
Сообщества ведутся в социальной сети ВКонтакте, которая является ключевой платформой для взаимодействия органов власти и граждан. Каждое из рассматриваемых сообществ имеет пометку «Госорганизация», что подтверждает его верификацию и является маркером соблюдения стандартов и знаком доверия для пользователей.
На первом этапе исследования из всего корпуса сообщений за период 27 сентября 2023 – 21 июня 2025 гг. (17117 постов) были отсортированы материалы, которые касаются демографии (поиск по ключевому слову «демография», «семья», «семейный») и пилотного проекта по стимулированию рождаемости (поиск по ключевому слову «пилотный проект» и «рождаемость»).
На втором этапе был проведен контент-анализ 379 постов и 531 комментария, которые были разделены на позитивные, нейтральные и негативные по отношению к пилотному проекту. Комментарии, не имеющие отношения к оценке проекта, не учитывались. Помимо этого был произведен учет всех коммуникаций между государственными органами и гражданами, и каждая из них была оценена как продуктивная (ответ органа власти оценен лайком или ответ в комментарии свидетельствует об удовлетворении интереса гражданина), непродуктивная (граждане не удовлетворены и продолжают спор) или незавершенная (не имеющая результата, ответа).
Результаты
В первую очередь рассмотрим, как официальные сообщества реализуют информационную функцию. Решение демографической проблемы объявлено приоритетом для России, поэтому предположительно, местная исполнительная власть стремится привлечь к теме большое внимание. Кроме того, пилотный проект по стимулированию рождаемости предполагает широкий круг мер, что также должно найти отражение в информационной политике. Однако, согласно нашим подсчетам, демографический контент новгородских сообществ в среднем составляет всего 3%: помимо пилотного проекта это истории благополучных многодетных семей (34 поста), информация о социальных выплатах (22 поста), описание стандарта «Семейноцентричность» (11 постов).
В Таблице 1 публикации дифференцированы на группы, в зависимости от типа мер пилотного проекта. К «Благоустройству среды» отнесены мероприятия по ремонту коммуникаций и дорог, оборудованию детских площадок, устройству семейных многофункциональных центров (МФЦ). В разделе «Жилье» учтены строительство домов и выдача жилищных сертификатов. Раздел «Медицина» посвящен диспансеризации, обновлению медицинского оборудования, выдаче сертификатов на стоматологическое обслуживание. В разделе «Помощь маме» отмечены просветительские мероприятия для молодых мам, открытие пунктов проката вещей. Раздел «Мероприятия» содержит анонсы организуемых администрацией праздников и конкурсов. В разделе «Опросы» отмечены посты, в которых власти интересуются мнением граждан о мерах пилотного проекта.
Табл. 1. Число постов о демографии и пилотном проекте в официальных сообществах Новгородской области (% от общего числа постов за исследуемый период): суммарное и детализированное по темам.
Table 1. The number of posts about demography and the pilot project in the official communities of the Novgorod region (% of the total number of posts during the study period): total and detailed by topic.
|
Официальные сообщества |
Демография |
Пилотный проект |
Упоминание проекта |
Благоустройство среды |
Жилье |
Медицина |
Помощь маме |
Мероприятия |
Опросы |
Общее описание |
Группы продленного дня |
|
Новгородской обл. |
3 |
1,9 |
62,7 |
2 |
7,8 |
17,6 |
0 |
0 |
2 |
7,8 |
0 |
|
Валдайский р-н |
2,5 |
2 |
21 |
1,9 |
4,8 |
2,9 |
1,0 |
51,4 |
5,7 |
11,4 |
0 |
|
Боровичский р-н |
3,7 |
3,2 |
9,1 |
9,8 |
10,6 |
3,8 |
1,5 |
5,3 |
15,2 |
22 |
22,7 |
|
Старорусский р-н |
2,3 |
2 |
30,9 |
19,6 |
10,3 |
4,1 |
0 |
11,3 |
12,4 |
11,3 |
0 |
Отметим, что число постов о пилотном проекте в муниципальных сообществах в выше, чем в областном. Вероятно, это связано с тем, что мероприятия проводятся в малых городах, а областные власти отчитываются о самых крупных из них. Эту гипотезу подтверждает и тот факт, что большая часть материалов в сообществе Новгородской области содержит только упоминание о пилотном проекте (62,7%). В эту категорию попадали материалы по другим темам, содержащие отсылки («Напомним, что три района Новгородской области – Боровичский, Валдайский и Старорусский – участвуют в реализации пилотного проекта Правительства РФ, направленного на стимулирование рождаемости»).
В группе власти Боровичского района подборка тем наиболее сбалансирована: 17 из 29 постов в категории «Общее описание» являются идентичными: пост содержит информацию на карточках о новых мерах поддержки семей с 27 февраля 2024 г. Публикацию одного и того же материала с промежутком от 6 до 28 дней можно расценивать как стремление привлечения внимания к важной информации, а также как способ выполнить норму постов по теме демографии. Количество лайков у этого поста варьируется от 35 до 109 без какой-либо закономерности, что, вероятно, говорит о том, что каждый раз этот пост видит разное число новых пользователей и информационную функцию сообщество исполнительной власти выполняет. Подобное однообразие наблюдается и в других разделах: 93% (13) постов в категории «Жилье» посвящено выдаче сертификатов на улучшение жилищных условий, 100% (5) постов о медицине – проверке репродуктивного здоровья, 100% (30) постов в категории «Группа продленного дня» освещают открытие новой группы в одном из садов города. Разнообразие присутствует в разделе «Благоустройство среды»: 23,1% постов (3 материала) о возведении сцены на площади и ремонту коммуникаций, 15,4% постов (2 материала) о детских площадках, освещении города и решении транспортной проблемы, 7,7% постов (1 материал) о бесплатном трансфере до МФЦ. Это свидетельствует о том, что в рамках проекта в Боровичском районе было проведено наибольшее количество мероприятий, которые стали инфоповодами сообщества администрации.
В сообществе Администрации Валдайского муниципального района преобладает освещение мероприятий. 54 поста о пилотном проекте из 105 являются анонсами развлекательных мероприятий. Остальным мерам уделено значительно меньше места в контенте – 5% жилье, 1,9% благоустройство среды, 2,9% медицина, 1% помощь маме, – что иллюстрирует дисбаланс в направлениях демографической и, как следствие, информационной политики. У аудитории формируется представление, что в рамках пилотного проекта на Валдае проводили исключительно развлекательные мероприятия, что находит отражение и в комментариях граждан. Кроме того, 100% постов (5 материалов) о жилье посвящены выдаче жилищных сертификатов, 100% постов (2 материала) о благоустройстве – возведению детских площадок, 66,6% постов (2 материала) о медицине – проверке репродуктивного здоровья, 100% постов (1 материал) в категории «Помощь маме» – прокату детских вещей. На одно мероприятие проекта проходится по несколько постов, что является показателем активной информационной деятельности на малом числе инфоповодов. Так деятельностные пустоты заполняются обилием тематического контента.
В Старорусском районе преобладают упоминания о проекте (30,9%) и вопросы благоустройства (19,6%), больше половины из которых – это посты про строительство детских площадок, и почти четверть – про закупку новых автобусов и ремонт молодежного МФЦ. Три разнонаправленные инициативы получили почти 20% внимания власти в рамках информационной политики в социальной сети ВКонтакте: проверка репродуктивного здоровья, выдача сертификатов на улучшение жилищных условий, строительство многоквартирного дома. Так же, как и в Валдайском районе, статистика свидетельствует о мнимом разнообразии принимаемых в рамках проекта мер: как правило, большее количество постов описывает разные этапы одного и того же процесса или же повторяет одно и то же с сохранением текста сообщения.
Отдельное внимание обратим на категорию «Опросы» как на важную часть контент-стратегии, направленную на выявление потребностей населения и поддержание диалога с ним государственных органов. Первый опрос опубликован 27 сентября 2023 г. во всех исследуемых сообществах. Гражданам предлагается пройти его на Госуслугах, чтобы определить мероприятия проекта. В сообществах районов опросы повторялись с разной интенсивностью. В Валдайском районе провели 5 опросов до начала реализации проекта (до декабря 2023) и один после. В Старорусском и Боровичском районе также было по 5 опросов в период до официального старта проекта, но после администрации этих районов предпринимали еще несколько попыток (7 в Старой Руссе, 15 в Боровичах) скорректировать мероприятия проекта. Эффективность неизвестна, так как обратной связи по результатам ни одно сообщество не дало, что демонстрирует проблему непрозрачности государственных механизмов, «глухоты» власти и создание видимости диалога с гражданами.
Обратная связь пользователей и реакция на нее
Для оценки эффективности политической коммуникации рассмотрим реакции пользователей на публикуемые сообщения, которые представлены в Таблице 2. Число лайков наименее информативно, так как это простейшее часто эмоциональное действие пользователя, не требующее погружения в текст. Репост – показатель большей вовлеченности, так как требует дополнительных действий. Комментарии, как негативные, так и позитивные, означают, что пользователь прочел информацию от органа власти и вступает в диалог. Поэтому в данном исследовании комментарии являются основным показателем эффективности политической коммуникации.
Табл. 2. Количество реакций (лайки, репосты, комментарии) на тематические посты
Table 2. The number of reactions (likes, reposts, comments) to thematic posts
|
Официальные сообщества |
Реакции |
Всего реакций на посты о пилотном проекте |
Благоустройство среды |
Жилье |
Медицина |
Помощь маме |
Мероприятия |
Опросы |
Общее описание |
Группы продленного дня |
||
|
Новгородская обл. |
Лайки |
675 |
6 |
84 |
448 |
- |
- |
3 |
134 |
- |
||
|
Репосты |
207 |
3 |
14 |
151 |
- |
- |
6 |
33 |
- |
|||
|
Комментарии |
Позитивные |
20 |
1 |
2 |
11 |
- |
- |
0 |
6 |
- |
||
|
Нейтральные |
40 |
0 |
1 |
13 |
- |
- |
4 |
22 |
- |
|||
|
Негативные |
1 |
0 |
0 |
1 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
|||
|
Валдайский р-н |
Лайки |
4011 |
165 |
173 |
87 |
39 |
2851 |
217 |
479 |
- |
||
|
Репосты |
273 |
55 |
5 |
2 |
0 |
178 |
6 |
27 |
- |
|||
|
Комментарии |
Позитивные |
12 |
2 |
0 |
0 |
0 |
9 |
0 |
1 |
- |
||
|
Нейтральные |
7 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
- |
|||
|
Негативные |
5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
- |
|||
|
Боровичский р-н |
Лайки |
8625 |
1528 |
1759 |
540 |
82 |
345 |
1132 |
1390 |
1819 |
||
|
Репосты |
2111 |
426 |
508 |
114 |
4 |
22 |
294 |
344 |
392 |
|||
|
Комментарии |
Позитивные |
36 |
14 |
9 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
5 |
||
|
Нейтральные |
41 |
29 |
8 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
|||
|
Негативные |
187 |
123 |
13 |
12 |
0 |
0 |
5 |
22 |
9 |
|||
|
Старорусский р-н |
Лайки |
5829 |
1645 |
1057 |
230 |
- |
1493 |
598 |
806 |
- |
||
|
Репосты |
501 |
97 |
74 |
30 |
- |
148 |
41 |
111 |
- |
|||
|
Комментарии |
Позитивные |
112 |
35 |
16 |
0 |
- |
49 |
8 |
4 |
- |
||
|
Нейтральные |
32 |
15 |
7 |
0 |
- |
6 |
0 |
4 |
- |
|||
|
Негативные |
40 |
17 |
3 |
0 |
- |
1 |
1 |
18 |
- |
|||
По числу лайков лидируют посты о развлекательных активностях из раздела «Мероприятия» в сообществе Валдайского района, однако больше одобрения в комментариях концертам в своем районе выразили рушане. Этот раздел оценивается стабильно позитивно, тему можно считать безопасной для коммуникации администраций и населения.
Больше всего реакций вызвали разделы «Благоустройство среды», «Жилье» и «Общее описание». Исключая раздел «Мероприятия», это три лидера по суммарному числу лайков и числу лайков на пост (85 в среднем). При этом «Благоустройство среды» опережает другие разделы по всем видам комментариев. Если мы обратимся к статистике реакций районов, для объяснения происхождения общих цифр, то число позитивных реакций преобладает в Старорусском районе (более чем в 2 раза), а число негативных – в Боровичском (более чем в 4 раза). Нейтральных и негативных комментариев в Старорусском районе в сумме практически столько же, сколько позитивных, количество негативных комментариев (123) в Боровичском районе в 2,5 раза превышает число позитивных и нейтральных. Так, жилищные и инфраструктурные проблемы остаются самыми болезненными для общества и подлежат первоочередному решению, что осознают и сами власти –данные направления заявлены губернатором Новгородской области как ключевые. Важно, что администрация не удаляет негативные комментарии.
Учитывая тот факт, что инфоповоды во всех сообществах были разные и в разных количествах, попробуем сопоставить реакции жителей Новгородской области на все мероприятия пилотного проекта (Таблица 3).
Таблица. 3. Среднее количество реакций на один пост о пилотном проекте по регионам (реакций/пост)
Table 3. Average number of reactions per post about the pilot project by region (reactions/post)
|
Официальные сообщества |
Лайки |
Репосты |
Комментарии |
|
|
Позитивные |
Негативные |
|||
|
Новгородской области |
13,24 |
4,06 |
0,39 |
0,02 |
|
Валдайского муниципального района |
38,2 |
2,6 |
0,11 |
0,05 |
|
Боровичского муниципального района |
65,34 |
15,99 |
0,27 |
1,42 |
|
Старорусского муниципального района |
60,09 |
5,16 |
1,15 |
0,41 |
Больше всех поддержали лайками меры пилотного проекта жители Боровичей и Старой Руссы (65,35 и 60,09), у них же наибольшая доля репостов (15,99 и 5,16). Жители этих районов активнее вовлечены в интернет-коммуникацию с местными органами власти, так как у них еще и большее количество комментариев. У жителей Боровичского района преобладают негативные оценки проекта (1,42), а у жителей Старорусского – позитивные (1,15). Так при высокой вовлеченности в социально-политическую дискуссию, боровичане менее лояльны к действиям администрации, отраженных в информационной повестке, чем рушане.
Жители Валдая вовлечены в коммуникационный процесс значительно слабее (в 2 раза меньше лайков, в 2-8 раз меньше комментариев и репостов). Учитывая, что постов в официальном сообществе Валдайского района было больше, чем в остальных (5352), а постов о пилотном проекте примерно столько же, сколько в других районах, можно заключить, что усилия власти использовать социальную сеть как инструмент информационной политики, отклика не находят. Вероятно, эта тенденция отчасти связана с числом подписчиков (на Валдае почти в 2 раза меньше), однако маловероятно, что такой разрыв в количестве осознанных реакций – комментариев и репостов – может быть объяснен только численностью группы.
Вовлеченность в сообществе Новгородской области еще ниже: число реакций меньше, чем в группах районов. Во-первых, это объясняется территориальной удаленностью: в событиях своего города заинтересованность выше, чем в тех, что происходят в другом городе. Во-вторых, большая часть материалов в группе Новгородской области – это краткие упоминания о проекте или посты с его общим описанием. Формальный характер публикуемых сообщений объясняет отсутствие вовлеченности.
Комментарии пользователей сопровождаются ответами представителей власти, они вступают в коммуникацию. Для оценки ее эффекта обратимся к Таблице 4.
Табл. 4. Ответы администрации на комментарии пользователей и реакция пользователей на них
Table 4. The administration's responses to user comments and user reactions to them
|
Официальное сообщество |
Кол-во ответов администрации на комментарии пользователей |
Кол-во удовлетворенных ответов (лайк, ответ позитивный) |
Кол-во неудовлетворенных ответом (продолжение спора) |
Кол-во проигнорировавших ответ (отсутствие реакции) |
|
Новгородской области |
5 |
0 |
1 |
4 |
|
Валдайского района |
4 |
0 |
2 |
2 |
|
Боровичского района |
58 |
7 |
20 |
31 |
|
Старорусского района |
45 |
12 |
16 |
17 |
Чаще всего пользователям отвечают власти Боровичского и Старорусского районов, и закономерно, что именно здесь пользователи наиболее вовлечены в процесс обсуждения политических решений.
Большая часть ответов администрации остается без внимания (48,2%), еще в 34,8% случаев люди продолжают спор. Только 16,9% коммуникаций можно считать успешными. Заметим, что Старорусский район и по этому показателю является наиболее лояльным к власти: большее число позитивных реакций, меньшее количество сообщений власти без ответа. Однако случаев продолжения спора почти столько же, сколько в Боровичах.
Предполагаем, что неэффективность взаимодействия с жителями в интернет-сообществе имеет несколько причин. Во-первых, все ответы администраций подписчикам стандартизированы: содержат ссылку на документ, адреса и телефоны, где можно выяснить подробности, написаны в официально-деловом. Этот языковой стиль доминирует во всех сообществах, хотя на администраторы социальных сетей на местном уровне иногда используют смайлики и образную лексику. Во-вторых, в части случаев ответы пользователям дублируют друг друга (меняются только имена адресатов, которые подставляются сайтом ВКонтакте автоматически).
Заключение
Полученные результаты указывают на то, что официальные сообщества Новгородской области Вконтакте ведутся регулярно, системно и включают попытки наладить диалог с подписчиками. Однако проблемам демографии и пилотному проекту по стимулированию рождаемости в них уделяется недостаточно внимания относительно высокого приоритета этой темы, признанного на всех уровнях государственной власти.
Все исследуемые сообщества реализуют контент-стратегию в едином ключе: однообразные публикации о проведенных мероприятиях, выборочные ответы на комментарии пользователей и опросы, остающиеся без обратной связи. Зачастую на один инфоповод приходится несколько постов, из чего следует, что количество публикаций является более приоритетной задачей для кураторов сообществ, нежели новизна и содержательность. Самый позитивно воспринимаемый раздел публикаций – это «Мероприятия», так как пользователям социальной сети нравится позитивный контент, дополненный профессиональными репортажными фотографиями.
«Благоустройство среды» и «Жилье» – две самые острые темы в информационной повестке, они собирают множество реакций, в том числе, противоречивых комментариев. Основная причина критики – приписывание отсылки «в рамках пилотного проекта» на все плановые работы по ремонту коммуникаций и строительству и крупные нерешенные социальные проблемы.
Выстраивание коммуникации при помощи опросов населения – самая слабая сторона контент-стратегии сообществ. Их результаты не публикуются и создание лишь видимости диалога и лишает административные органы доверия и лояльности подписчиков. Комментаторы получают cкупую и формальную обратная связь: ведомства отвечают не на все вопросы жителей, а те ответы, что есть, стандартизированы и содержат ссылки на законы, что вызывает еще большее раздражение подписчиков. Попыток проявить политическую эмпатию и индивидуальный подход к проблемам и мнениям жителей, почти нет. Таким образом, можно говорить о «глухоте» власти, поскольку ни одна попытка диалога – опросы, ответы на комментарии, публикация результатов опросов – не работает. Возможно, что это связано с тем, что закон о госпабликах принят не так давно и процессы их ведения еще выстраиваются.
Подводя итог, отметим, что исследуемые сообщества освещают мероприятия пилотного проекта по стимулированию рождаемости в едином официально-деловом стиле, однако реакции пользователей на разные категории мер в разных сообществах сильно отличаются. Самые острые темы – жилье, медицинское обслуживание, городская социальная и образовательная инфраструктура. Критика и резкий негатив пользователей под постами по данным темам обусловлен не слабой работой администраторов сообществ Вконтакте, а недовольством жителей реальными действиями власти. Однако информационная политика Новгородской области, нашедшая отражения в социальной сети, не способствует снижению негатива. Исходя из этого, можно предположить, что без доверительного диалога между администрацией и населением цель повысить статус семьи и традиционных ценностей на данный момент не может быть достигнута в значительной мере.
- Бабаева А.А. Органы государственной власти в социальных сетях: анализ аккаунтов Правительства Москвы. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 3. C. 198–215. [Babayeva A.A. Public authorities in social networks: an analysis of the accounts of the Moscow Government. Bulletin of the Moscow University. Series 10: Journalism, 2021, 3: 198–215. (In Russ.)] https://doi.org/10.30547/vestnik.journ .3.2021.198215
- Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб, 2013. 200 с. [Bykov I.A. Network political communication: Theory, practice and research methods: monograph. St. Petersburg, 2013. 200 p. (In Russ.)]
- Васильев А.Д. Вербальная магия российского официоза. Политическая лингвистика. 2012. 4 (42). С. 11–16. [Vasilyev A.D. The verbal magic of Russian officialdom. Political linguistics, 2012, 4 (42): 11-16. (In Russ.)]
- Данилова И.А. Территориальная дифференциация воспроизводственных и миграционных процессов в России. Региональная демографическая политика. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 94–110. [Danilova I.A. Territorial differentiation of reproductive and migration processes in Russia. Regional demographic policy. Moscow: MAKS Press, 2012. P. 94–110. (In Russ.)]
- Доценко, Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. М.: Изд-во МГУ, 1997. 344 с. [Dotsenko, E.L. Psychology of manipulation. Phenomena, mechanisms, protection. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1997. 344 p. (In Russ.)]
- Елизаров В.В., Джанаева Н.Г. Региональные программы как инструмент региональной демографической политики. Региональная демографическая политика. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 10–31. [Elizarov V.V., Dzhanaeva N.G. Regional programs as a tool of regional demographic policy Regional demographic policy. Moscow: MAKS Press, 2012. P. 10–31. (In Russ.)]
- Зверева И.А. Население российских регионов о некоторых мерах демографической политики. Федерализм. 2013. №2. С. 29–48. [Zvereva I.A. Population of Russian regions on some measures of demographic policy. Federalism, 2013,2: 29–48. (In Russ.)] https://doi.org/10.21686/2073-1051-2013-2-29-48
- Зимова Н. С., Фомин Е. В., Смагина А. А. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти. Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 2. С. 159–171. [Zimova N.S., Fomin E.V., Smagina A.A. Social networks as a new channel of interaction between society and government. A scientific result. Sociology and Management, 2020, 6 (2): 159–171. (In Russ.)] DOI: 10.18413/2408- 9338-2020-6-2-0-11
- Копцева О.А., Журавлева Е.К. К определению демографической политики. Демографический потенциал стран ЕАЭС : VIII Уральский демографический форум. Том I. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2017. С. 208–213. [Koptseva O. A., Zhuravleva E.K. On the definition of demographic policy. Demographic potential of the EAEU countries: The VIII Ural Demographic Forum. Yekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017, 1. P. 208–213. (In Russ.)]
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект-Пресс, 2004. 352 с. [Prokhorov E.P. Journalism and Democracy. Moscow: Aspect-Press, 2004. 352 p. (In Russ.)]
- Рослякова М.В. Социальные сети в деятельности органов власти: адаптация к новым способам взаимодействия. Социодинамика. 2022. № 7. С. 42–56. [Roslyakova M.V. Social networks in the activities of government authorities: adaptation to new ways of interaction. Sociodynamics, 2022, 7: 42–56. (In Russ.)]
- Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Москва : Издательство Юрайт, 2025. 480 с. [Rybakovsky L.L. Population migration Moscow: Yurayt Publishing House, 2025. 480 p. (In Russ.)]
- Урнов М.Ю. Эмоции в политическом поведении. М.: Аспект-Пресс, 2008. 311 с. [Urnov M.U. Emotions in political behavior. Moscow: Aspect-Press, 2008. 311 p. (In Russ.)]
- Шмаков А.А. Информационный повод и обратная связь: от фактов до интерпретаций (опыт мониторинга обратной связи от населения в региональном медиапространстве). Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2024. №1 (24). С. 137–140. [Shmakov A. A. Information occasion and feedback: from facts to interpretations (experience in monitoring feedback from the population in the regional media space). Scientific Notes of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2024, 1 (24): 137–140. (In Russ.)]
- Cohen J.E. Presidential Rhetoric & the Public Agenda. American Journal of Political Science, 1995, 39 (1): 87–107.
[1] Постановление от 31 августа 2023 №1419. URL: http://government.ru/docs/all/149360/ (дата обращения: 22.06.2025).
[2] Публикация «Новгородская область». ВКонтакте. 29.11.2023. URL: URL: URL:https://vk.com/im/convo/7637434?entrypoint=list_all&w=wall-64197369_116944 (дата обращения: 22.06.2025).
1. Babayeva A. A. Bodies of state power on social networks: An analysis of Moscow government accounts. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 2021, (3): 198–215. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2021.198215
2. Bykov I. A. Network political communication: Theory, practice, and research methods. St. Petersburg: SPbSUITD, 2013, 200. (In Russ.) https://elibrary.ru/ravkfb
3. Danilova I. A. Territorial differentiation of reproductive and migration processes in Russia. Regional demographic policy, eds. Elizarov V. V., Dzhanaeva N. G. Moscow: MAKS-Press, 2012, 94–110. (In Russ.)
4. Dzyaloshinsky I. M. Communicative influence: Targets, strategies, and technologies. Moscow: HSE University, 2012, 571. (In Russ.) https://elibrary.ru/qoojid
5. Dotsenko E. L. Psychology of manipulation: Phenomena, mechanisms, and protection. Moscow: Chero, 1997, 344. (In Russ.) https://elibrary.ru/snpbmp
6. Elizarov V. V., Dzhanaeva N. G. Regional programs as a tool of regional demographic policy. Regional demographic policy, eds. Elizarov V. V., Dzhanaeva N. G. Moscow: MAKS-Press, 2012, 10–31. (In Russ.)
7. Zvereva N. V. Population of Russian regions about some measures of demographic policy. Federalism, 2013, (2): 29–48. (In Russ.) https://elibrary.ru/qcxunz
8. Zimova N. S., Fomin E. V., Smagina A. A. Social networks as a new channel of interaction between government and society. Research Result. Sociology and Management, 2020, 6(2): 159–171. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-11
9. Kozhevnikov O. A., Savoskin A. V. Social networks as an evolving method of communication between authorities and citizens: State and prospects. Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the MIA of Russia, 2024, 30(2): 151–155. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1999-625X-2024-293-151-155
10. Koptseva O. A., Zhuravleva E. K. To definition of population policy. Demographic potential of the EAEU countries: Proc. VIII Ural Demographic Forum, Ekaterinburg, 8–9 Jun 2017. Ekaterinburg: UIEC, 2017, vol. 1, 208–213. (In Russ.) https://elibrary.ru/xrinww
11. Roslyakova M. V. Social networks in the activities of executive authorities: Adaptation to new ways of interaction. Sociodynamics, 2022, (7): 42–56. (In Russ.) https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.7.38467
12. Rybakovsky L. L. Population migration. Moscow: Iurait, 2025, 480. (In Russ.)
13. Smolina E. G. Management of interaction between executive authorities and the population in the internet space: Methods, levels of implementation, performance evaluation (a case of Volgograd). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2019, (12): 60–63. (In Russ.) https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.9
14. Urnov M. U. Emotions in political behavior. Moscow: Aspect-Press, 2008, 240. (In Russ.) https://elibrary.ru/razowb
15. Filatova O. G., Chugunov A. V. Electronic interaction between society and the power: Formation of the Concept and the practice of realization in Russia. Administrative consulting, 2013, (8): 57–67. (In Russ.) https://elibrary.ru/reqqht
16. Shmakov A. A. Information occasion and feedback: From facts to interpretations (experience in monitoring feedback from the population in the regional media space). Scientific Notes of the Altai Branch of the RANEPA, 2024, (1): 137–140. (In Russ.) https://elibrary.ru/vsrqmg
17. Arana-Catania M., Van Lier F. A., Procter R., Tkachenko N., He Y., Zubiaga A., Liakata M. Citizen participation and machine learning for a better democracy. Digital Government: Research and Practice, 2021, 2(3): 1–22. https://doi.org/10.1145/3452118
18. Cohen J. E. Presidential rhetoric and the public agenda. American Journal of Political Science, 1995, 39(1): 87–107. https://doi.org/10.2307/2111759
19. O’Reilly T. Government as a platform. Innovations: Technology, Governance, Globalization, 2011, 6(1): 13–40. https://doi.org/10.1162/INOV_a_00056



