Russian Federation
VAC 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
VAC 12.00.09 Уголовный процесс
VAC 09.00.01 Онтология и теория познания
VAC 09.00.11 Социальная философия
VAC 09.00.13 Философская антропология, философия культуры
VAC 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
VAC 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The research features the relevance and importance of the transition to the digital economy and digital society as the most important priorities of the state policy of the Russian Federation. The authors emphasize the impact of this process on the development of all types of libraries, including university libraries. Digital environment results in a number of social and technological challenges, e.g. the specifics of dealing with e-users of university libraries, access to electronic resources, new requirements for the publication activity of teachers and researchers in specialized sources and professional competence status, creativity of managers and specialists of university libraries, etc. The paper describes The Concept of Development of University Libraries, a draft document that emphasizes the changing role of university libraries and the need to change the content of their activities. The project takes into account the development of world libraries and such components as infrastructure, structure, and ultrastructure, including new challenges to the digital environment. The study features the case of the State University of Management that educates management personnel for libraries.
library science, competence, competence approach, professional education, digitalization, digital economy
Введение
Переход к цифровой экономике и цифровому обществу как наиболее значимым приоритетам государственной политики РФ актуализирует и повышает значимость процесса цифровизации профессионального образования. Данный процесс, направленный в сфере образования на формирование цифровой образовательной среды и глубокую модернизацию образовательной деятельности, охватывает современный этап развития всех видов и типов библиотек, включая вузовские библиотеки, являющиеся непосредственными участниками происходящих событий.
Новые вызовы вузовской библиотеке со стороны цифровой среды при сохранении неизменности её основного традиционного функционального назначения – информационное обеспечение и поддержка учебного и научно-исследовательского процессов – кардинально меняют многие технологии и формы её работы, характеризуются появлением новых социальных и технологических задач, проявлением специфики работы с пользователями вузовской библиотеки и внедрением библиотечно-информационных сервисов, изменением доступа к электронным ресурсам, современным знаниям, выработкой новых требований к публикационной активности преподавателей и научных сотрудников в специализированных источниках, к профессионально-компетентностному статусу, креативности и творчеству руководителей и специалистов вузовских библиотек.
Цифровая экономика и глобальные перемены ХХI в.
В современных условиях вопрос о состоянии и перспективах развития цифровой экономики выходит на ключевые позиции важности и актуальности осуществляемых процессов. Повышая конкурентоспособность участников цифровизации, которыми, несомненно, являются и субъекты образовательной деятельности, цифровая экономика не только ломает привычные модели отраслевых рынков, государственных и коммерческих организаций, к которым имеют прямое отношение высшие учебные заведения страны и их библиотеки, но и способствует компетентностному цифровому развитию участников этого процесса и росту возможностей внедрения и освоения новых цифровых технологий и новых инновационных форм работы.
Устойчиво развивающаяся сеть Интернет и наполнение реальными событиями, которые происходят в жизни виртуального мира, становятся основными трендами цифровой среды в последние три десятка лет. При этом практически либо совсем стирается, либо становится менее четкой грань между виртуальным и реальным мирами. Вместе с тем, являясь самой крупной страной в Европе по количеству пользователей Интернета – 84 млн человек, Россия имеет больше всего пользователей в возрастной группе от 16 до 29 лет – 97 %, но находится по сравнению с рядом стран на более низком уровне распространения Интернета – 70,4 %[1].
Активные действия государства, связанные с целым рядом «революционных преобразований в жизни государства из-за взятого нового экономического курса, формирования новых социальных ценностей» [1, с. 136], заставляют в корне менять ситуацию в системе высшего профессионального образования, затрагивая деятельность вузовских библиотек в сторону её цифровизации с опорой на основные федеральные стратегические документы, в которых закреплено развитие отечественной цифровой экономики на современном этапе:
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы[2];
- О реализации национальной технологической инициативы[3];
- Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации[4];
- Цифровая экономика Российской Федерации[5] и др.
Несомненным приоритетом в данных и еще ряде других документов обозначено новое отношение человека к труду, к необходимости формирования системы непрерывного образования и создания структуры базовых и профессиональных компетенций цифровой экономики. Таким образом, как мы видим, глобальные перемены ХХI в. не только активно влияют на цифровое будущее современного цифрового поколения, с которым необходимо в своей модернизации и развитии считаться вузовской библиотеке, но и ускоренными темпами перестраивают механизмы их субъектно-субъектного и субъектно-объектного взаимодействия.
Кардинально меняющийся сегодня мир вследствие складывающегося «ядра четвертой промышленной революции» [2, с. 208], которая меняет наши образ жизни, ментальность, мышление и поведение, требует новых подходов в формировании готовности и способности постоянно учиться новому и является либо безусловным конкурентным преимуществом обучающихся в высших учебных заведениях при их дальнейшем трудоустройстве, либо оказывается тормозом при дальнейшем обустройстве личностного жизненного пространства. Такая ситуация сохраняется в сложившемся индустриальном образовании при влиянии «взаимодействия рынка труда и образовательного процесса, которое в России еще до конца не установилось» [3, с. 69] друг на друга.
Собственно говоря, термин индустриальное образование, обозначенный в работах К. Робинсона и использованный отечественными исследователями при характеристике существующей системы образования, в которой образовательный процесс строится в виде производственной модели, построенной на принципах его линейности, «однородности образовательного содержания и "упаковки" людей в группы для обучения (в основном по возрасту)»[6], имеет непосредственное отношение к образовательной системе по подготовке людей со стандартными навыками. Но система образования не сможет справиться «с формированием нестандартных навыков и сопровождением индивидуального развития»[7], т. к. современная ситуация, связанная с цифровизацией общества, требует нового формата образования – образования цифровой эпохи; новых компетенций – базовых и профессиональных компетенций цифровой эпохи.
Вузовские библиотеки на современном этапе цифрового развития
Вузовские библиотеки как участники образовательного сообщества, формирующего кадровый потенциал для цифровой среды, призваны участвовать в создании ключевых условий в системе подготовки специалистов для обеспечения цифрового общества компетентными кадрами, мотивированными на усвоение новых компетенций для развития процессов цифровизации, для использования цифровых технологий, для формирования цифрового пространства и моделей информационного взаимодействия.
В частности, в «Концепции Базовой модели компетенций цифровой экономики» разработчики А. Я. Данилюк и А. М. Кондаков, актуализируя появление новых концепций цифровой экономики и роль в этом образовательных организаций, часть из которых практически является обладателями вузовских библиотек, подчеркивают изменение самого способа организации образования: «от образования как процесса передачи знаний, формирования умений и навыков – к образованию как процессу непрерывного развития и применения компетенций; от образования для всех – к образованию для каждого; от непрерывного образования – к непрерывному личностному развитию в течение всей жизни» [4, с. 2].
Таким образом, исследователи позиционируют появление новых трендов в образовании, связывая их с формированием единого цифрового пространства содержания образования образовательными программами, моделями компетенций на основе новейших цифровых платформ и цифровых технологий, новыми цифровыми пространствами и функционированием информации внутри их. Следует согласиться с позицией авторов в том, что произойдет возрастание мотивации к новому содержанию образовательной деятельности и формам ее реализации, модернизируется система социально-педагогических отношений. Несомненно, изменится не только отношение к вузовским библиотекам, но и сама их роль и место в образовательной организации, при том что образованию пророчат занять место ведущей отрасли «цифровой экономики, в которой будет происходить активное взаимодействие государства, общества, бизнеса, науки в целях интенсивного наращивания человеческого капитала. Возникнут условия для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов в течение всей жизни человека и формирования персональных профилей компетенций» [4, с. 2].
Тем самым авторы подтверждают важность обозначенной позиции – о выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов и необходимости обретения навыков жизни в цифровую эпоху, которая обозначена как один из приоритетов в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху», – подчеркивает президент[8].
Новый компетентностный формат, на который перешли вузы посредством реализации ФГОС ВО, создает единую систему требований к процессам и результатам образования всех уровней и видов и к деятельности структурных подразделений вуза, включая библиотеку (в отдельных вузах – это библиотечно-информационный центр, издательский центр с функциями библиотеки и т. п.). При этом с точки зрения авторов доклада «Двенадцать решений для нового образования», подготовленного Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики, «цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала»[9].
Учет вузовской библиотекой в своих направлениях деятельности и развитии ряда факторов, лежащих в основе мировых тенденций и способствующих изменениям в образовательном пространстве, является важной компонентой новых вызовов современного этапа этому важному институту культуры. В основе данных факторов лежат такие вызовы, как изменение мирового экономического порядка, гуманитаризация технологий, гуманитаризация и медиатизация конфликтов, появление новых профессий, деинституционализация [5, с. 19–20]. Именно с этими вызовами и предстоит считаться вузовской библиотеке, определяя свое развитие в структуре высшего учебного заведения.
Цифровая эпоха и цифровые технологии, определяющие индивидуализацию образовательной траектории для каждого обучающегося в вузе, изменяют роль вузовских библиотек. На современном этапе формирующаяся новая миссия вузовских библиотек определяет в качестве их ключевой роли доступ и его качественную организацию к новым знаниям, информационную поддержку и отработку процессов сопровождения модернизации вузов с использованием цифровых технологий. Важнейшая задача, связанная с поиском и разработкой новых цифровых информационно-образовательных ресурсов, обеспечением и внедрением современных технологий доступа к ним в условиях меняющейся образовательной парадигмы, имеет прямое отношение к формированию нового образа, нового типа вузовской библиотеки, модель которой направлена на нового пользователя – читателя цифровой эпохи с новыми цифровыми компетенциями и новыми потребностями в них.
«Концепция развития вузовских библиотек» как стратегический документ их современного развития
В настоящее время вузовские библиотеки входят в России в одну из крупнейших групп библиотек. В стране насчитывается «свыше 500 вузовских библиотек, с общим фондом более 430 млн печатных и неопубликованных документов, почти 5 млн читателей, около 20 тыс. человек персонала»[10]. Как и все системы и институты развития общества и государства, вузовские библиотеки переживают эпоху, которая может «считаться временем выбора», периодом, когда «технологии проектирования будущего приобретают стратегическое значение» [6, с. 6].
В новом документе «Концепция развития вузовских библиотек» (проект), определяющем направления развития вузовских библиотек на ближайшие пять лет (2019–2024 гг.), отмечаются новые вызовы и новые тренды, с которыми сталкиваются эти институты культуры на современном этапе возрастающих темпов изменений в информационно-образовательном пространстве, в системе образования и научной коммуникации, прописываются прогнозы их проектного развития, зависящие от тех изменений, с которыми сталкиваются современные вузы и в целом вся система образования. «Новые информационные технологии, поставившие под сомнение существование традиционных форм образования и науки, усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, глобализация науки и образования, появление научных проектов масштаба megascience и пр. – это лишь небольшой перечень изменений, с которыми столкнулись современные вузы» – отмечается в проекте Концепции[11]. Несомненно, что это актуализирует и подчеркивает своевременность разработки Концепции как документа, направленного на определение роли и места вузовской библиотеки в инновационных процессах внедрения в вузах цифровых технологий, формирования цифрового пространства и появления новых цифровых продуктов и услуг.
Характеризуя данный документ, заметим, что он традиционен и состоит из введения, пяти разделов (с подразделами в пятом) и заключения. В частности, содержание его разделов представляют следующие компоненты.
-
-
-
- Цели и задачи концепции развития вузовских библиотек.
- Модели развития вузовских библиотек мира.
- Основные принципы и факторы развития вузовских библиотек России.
- Ядро изменений вузовской библиотеки: стратегические направления развития.
-
- Библиотека как центр научных коммуникаций и доступного образования.
- Новая исследовательская миссия университета.
- Библиотека как центр университетского кампуса.
- Эффективное управление.
- Сетевое взаимодействие.
- Информационная политика.
-
В Концепции определены цель и задачи этого проектно-прогнозного документа, которые связаны с проблемами устойчивого развития, обозначенными как важные тренды развития ООН, которые необходимо учитывать системе образования в целом, а также вузовским библиотекам как составным компонентам этой системы. Цель Концепции – создание условий «для устойчивого развития российской науки и образования, гарантировав их поступательный рост за счет модернизации деятельности вузовских библиотек»[12], что подчеркивает значимость поставленных в ней задач (приоритетов):
-
-
- «выявить основные направления развития и трансформации деятельности вузовских библиотек в соответствии с современными тенденциями развития науки и образования;
- объединить усилия вузовских библиотек по формированию общего информационного пространства российской науки и его интеграции в мировое информационное пространство;
- содействовать закреплению инвестиционного подхода во взаимоотношениях университета и библиотеки, восприятия библиотеки как объекта инвестиций, вложений в цифровую трансформацию университета в целом;
-
-
-
- закрепить за вузовскими библиотеками функции, связанные с реализацией "третьей роли" современного университета: позиционированием научно-образовательной, просветительской и культурной деятельности для города и региона;
-
- содействовать формированию федеральной политики в отношении вузовских библиотек России как самостоятельного элемента научной инфраструктуры»[13].
Решениями подобных задач занимается большая часть вузовских библиотек мирового порядка. При определении ситуации мирового развития вузовских библиотек в Концепции выделено десять моделей их развития, как парадигм, которые не считаются исчерпывающими и независимыми друг от друга: гибридная библиотека, библиотека с «направленностью во вне», «библиотека в жизни пользователя», библиотека как пространство, библиотека как инфраструктура, «вычислительная библиотека», сервис-ориентированная библиотека, библиотека как цифровое «третье место», глобализированная библиотека, «библиотека без границ». В таком многообразии названий вузовских библиотек естественно видны, с одной стороны, наличие их различных возможностей в развитии современной науки и образования, с другой – необходимость отечественных вузов при выборе путей развития собственной библиотеки учитывать факторы, влияющие на их развитие в условиях системного подхода, и мировые тенденции, позволяющие использовать реальные инициативы, инновационные проекты, лучшие практики, современные управленческие и организационные решения.
Цифровая среда функционирования вузовской библиотеки
Реализация «Концепции развития вузовских библиотек» связана с цифровой средой их функционирования, которая имеет собственные инфраструктуру, структуру и ультраструктуру, являющиеся важными компонентами жизнедеятельности вузовской библиотеки. Как новые вызовы цифровой среды, они влияют на деятельность вузовской библиотеки, выдвигая новые требования как к ней самой, так и к ее руководителю и специалистам. Каждый из обозначенных нами компонентов имеет составные элементы, которые представлены в таблице 1. Основанием для такого набора содержания элементов, характеризующих данные три компонента, является документ в виде рабочей тетради «Россия и вызовы цифровой среды», который был подготовлен коллективом авторов Российского совета по международным делам [7].
Таблица. Характеристика основных компонентов цифровой среды
Table. Characteristics of the main components of digital environment
Инфраструктура |
Структура |
Ультраструктура |
|
|
|
Осуществляемое в настоящее время расширение объёма информационных ресурсов требует развития вузовской инфраструктуры для эффективного доступа к информации и совершенствования навигации в информационной среде, делая ее более комфортной для пользователей и сотрудников вузовской библиотеки.
Библиотека ГУУ в век цифровизации
Научная библиотека Государственного университета управления (ГУУ) – одно из основных структурных подразделений университета, которое осуществляет библиотечно-библиографическое и информационное обеспечение образовательного, научного и культурного процессов и является центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, корпоративной культуры в университете.
В этом году университет и его научная библиотека отмечают свой столетний юбилей. ГУУ по праву уже многие годы считается одним из лучших вузов страны, дающих управленческое образование. Во многом это предопределено способностью университета к инновационной деятельности, оперативным реагированием на современные запросы и потребности общества, государства и личности, мобильностью, креативностью и эффективным развитием его структурных подразделений.
Научная библиотека ГУУ сегодня активно видоизменяется, осваивая новую парадигму информационных запросов и информационных потребностей пользователей, меняя пространство библиотеки с учетом новых запросов и цифровых решений. Понятно, что сегодня любая книга доступна во множестве форматов. В считанные минуты можно скачать книгу на экран компьютера или планшета в электронном виде. А цифровизация экономики, культуры и образования и развитие IT-технологий привели к тому, что человеку необязательно идти в библиотеку, можно многое получить сидя дома за компьютером. Вместе с тем научная библиотека ГУУ выстраивает такую систему обеспеченности образовательного и научно-исследовательского процессов библиотечно-информационными ресурсами, которая включает печатный фонд основной и дополнительной учебной литературы, периодические и научные издания, а также доступ не только к отечественным, но и зарубежным полнотекстовым и библиографическим ресурсам. Среди них наиболее существенными являются электронно-библиотечные системы, электронные библиотеки периодических и научных изданий и книг, профессиональные информационно-аналитические системы, наукометрические и реферативные базы данных научного цитирования, справочно-правовые и справочно-поисковые системы, электронные нотные коллекции, различные книжные поисковики и пр.
Сведения, характеризующие фонды научной библиотеки ГУУ, содержатся в отчете по самообследованию вуза. В частности, в нем отмечается, что фонд научной библиотеки составляет 870188 экз. изданий, в т. ч. изданий на иностранных языках – 10904 экз.
Из них:
- учебной литературы – 528396 экз.;
- в т. ч. учебно-методических изданий ГУУ – 30181 экз.;
- научной литературы – 313227 экз.;
- в т. ч. диссертаций – 5777 экз., авторефератов – 6380 экз., отчётов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – 2978 экз.
- периодических и продолжающихся изданий – 82724 экз.;
- документов на съемных носителях (CD, DVD) – 828 экз.
Следует отметить, что в течение всего периода обучения каждый обучающийся в ГУУ индивидуально обеспечивается неограниченным доступом к нескольким электронно-библиотечным системам, современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, содержащим различные издания для информационного обеспечения образовательного процесса и научно-исследовательской работы, развития творческой деятельности и социально-культурного развития обучающихся. Этот ресурс доступен руководству и профессорско-преподавательскому составу вуза. В настоящее время для этих целей используется 16 электронных ресурсов, включая 3 электронно-библиотечные системы (ЭБС), среди которых:
- ЭБС «Znanium.com»;
- ЭБС «Юрайт»;
- ЭБС «IPR books»;
- Электронная библиотека «Grebennikon»;
- Национальная Электронная Библиотека (НЭБ), в том числе полнотекстовая коллекция авторефератов и диссертаций РГБ;
- Научная электронная библиотека «eLibrary.ru»;
- Информационно-аналитическая система «Polpred.com»;
- Универсальная база данных «EastView»:
- Издания по общественным и гуманитарным наукам (архив),
- Центральная пресса России (архив);
- Система «Архив научных журналов Neicon»;
- Базы данных «Emeraldinsight»:
- «Emerald eJournal Subject Collections» (архив),
- «Emerald Business, Management and Economics eBook Series Collection», «Emerald Social Sciences eBook Series Collection» (архив);
- Ресурсы издательства «Taylor&Francis Online»:
- Электронные версии журналов (архив),
- Электронные журналы Open Access;
- Система «КонсультантПлюс» – инсталлированная версия;
- Система «Гарант» – инсталлированная версия;
- Web of Science Core Collection;
- Scopus;
- Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
В настоящее время научная библиотека ГУУ располагает подпиской на периодические печатные издания, которая включает 55 позиций. В данный перечень входят журналы двух видов: по профессиональной тематике; универсального содержания для расширения кругозора пользователей. Профильные журналы рассчитаны на подготовку бакалавров, магистров и аспирантов в ГУУ и, как правило, отражают тематику учебных дисциплин образовательных программ и направления научно-исследовательской деятельности.
Научная библиотека серьезно относится к подготовке новых информационных продуктов в электронном виде, активно использует электронные средства обмена информацией, формирует библиотечный фонд электронных изданий, ежедневно осуществляет адресную рассылку информационных продуктов, которые библиотека готовит исключительно в электронном виде: тематические дайджесты, информационные подборки литературы к семинарам и конференциям, обзоры новых поступлений и др. Большой объём составляют индивидуальные электронные рассылки по индивидуальным запросам. Вместе с тем увеличивается количество информации и документных источников за счёт создания электронных библиотек, электронных коллекций, привлечения тематических сайтов и т. д. в качестве ресурсного обеспечения.
Традиционные библиотечные продукты, такие как бюллетени о новых поступлениях, выставки, аннотированные информационно-библиографические указатели доступны и в традиционном виде, и в электронном виде для всех пользователей. В прошедшем году научной библиотекой совместно с Государственной публичной научно-технической библиотекой России был подготовлен уникальный информационно-библиографический аннотированный указатель «Искусственный интеллект», который отражает новейшие научные публикации, размещенные в международных и российских информационно-аналитических базах данных, с которыми можно ознакомиться на сайте научной библиотеки ГУУ.
ГУУ уделяет большое внимание не только организации содержания образовательного процесса по подготовке управленческих кадров, но и вопросам модернизации библиотечного пространства. Работая над проектом модернизации своей научной библиотеки, в ГУУ анализируют современные технологии и тенденции развития библиотек и осуществляют трансформацию собственного вузовского библиотечного пространства с учетом требований современного обучающегося и профессорско-преподавательского состава, отвечающего вызовам цифровой эпохи, современным тенденциям повышения качества образования.
Подготовка в ГУУ управленческих кадров для библиотечного дела
Следует констатировать, что одним из главных факторов, который сдерживает развитие и модернизацию современных библиотек, включая вузовские библиотеки, является отсутствие квалифицированных кадров, особенно управленцев-менеджеров. Заметим, что в настоящее время даже профильные для этой отрасли вузы (институты культуры) не реализуют образовательные программы по подготовке руководителей библиотек с учетом необходимых требований к их компетенциям в условиях цифровизации и развития цифровых технологий, а если и начинают такую подготовку, то все больше связывают ее с традиционными видами деятельности библиотек, в лучшем случае с организацией досуговой деятельности населения на обслуживаемой библиотеками территории, что отодвигает решение проблем цифровизации библиотечного дела и грозит вымиранием такого института, как библиотека, в глазах потребителя.
Кроме того, требования к компетенциям библиотечных кадров в век цифровизации культуры и образования повышаются, потому что они уже должны не только подбирать необходимые книги, быть профессиональными консультантами в проблемах чтения, книгоиздательских вопросов, приобретения специализированной литературы и давать соответствующие методические рекомендации и советы, но и должны овладеть современными цифровыми технологиями, научиться находить необходимую информацию для людей всех возрастов и помочь в ее использовании, приобрести навыки самим учиться на протяжении всей жизни.
В целом ряде исследований остро обозначается проблема нехватки управленческих кадров библиотечно-информационной отрасли, библиотечного дела. В законе «О библиотечном деле» оно определяется как «отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек»,[14] которой необходимы кадры с новыми компетенциями, новым менталитетом, креативностью и коммуникативными способностями.
Сами специалисты в области управления библиотечным делом отмечают, что существующие в настоящее время механизмы управления библиотеками не отвечают современным задачам и тенденциям их развития, а отсутствующие научно-обоснованные и отработанные модели федерального, регионального, муниципального, ведомственно-отраслевого и внутрибиблиотечного управления оказывают негативное воздействие на состояние библиотечно-информационной отрасли в целом.
С нашей точки зрения, необходимо изменить подход к развитию библиотек, переместив вектор их модернизации в сторону цифровых технологий. А для этого надо в корне пересмотреть как программы подготовки, так и программы переподготовки и повышения квалификации профессиональных специалистов и руководителей-управленцев для работы в этой сфере, которым следует сформировать новые компетенции по обладанию практическими навыками в области эффективного управления инновационными проектами библиотек, а также аналитиков, систематизаторов цифровых ресурсов информационной среды библиотек. Следует в процессах и подготовки, и переподготовки и повышения квалификации учитывать взаимовлияние ФГОС ВО и профстандартов, учитывая, что способом качественного обновления кадрового состава библиотечно-информационной отрасли является вся система непрерывного образования работников библиотек на федеральном, региональном и ведомственном уровнях, в которой могут быть использованы все формы обучения, как в очном и заочном с использованием дистанционных технологий, так и в чисто дистанционном режимах.
ГУУ включился в решение этой проблемы, поэтапно приступая к решению задач подготовки управленческих кадров для библиотечного дела. В частности, в 2018 г. была подготовлена и реализована совместно с группой компаний IPR MEDIA на ежегодной международной конференции «Новая образовательная среда высших учебных заведений» образовательная программа повышения квалификации для руководителей вузовских библиотек региональных вузов по теме: «Цифровая трансформация вузовских библиотек 21 века: экспертный подход». Квалификацию повысили более 80 специалистов.
А в новом 2018–2019 учебном году ГУУ приступил к решению задач, связанных с подготовкой специалистов управленческого звена для самих библиотечно-информационных организаций и для федеральных и региональных управленческих структур, осуществляющих руководство библиотечным делом в сфере культуры.
В ГУУ открыта новая кафедра – «Управление цифровыми ресурсами: библиотек, музеев, архивов», на которой началась реализация магистерской образовательной программы по профилю «Управление цифровыми проектами библиотек» направления 38.04.02 «Менеджмент» с присвоением квалификации магистр.
Основная концепция реализации предлагаемой образовательной программы связана с практикоориентированностью обучения и внедрением в библиотечно-информационных организациях реальных проектов по запросам работодателей. Образовательная программа нацелена на подготовку высококвалифицированных руководителей информационно-библиотечных организаций, обладающих практическими навыками по эффективному управлению цифровыми инновационными проектами библиотек. Первый набор составил десять человек, которые закончили первый год обучения и начали подготовку магистерских диссертаций.
Базовая часть образовательной программы включает дисциплины для получения необходимых компетенций в области управления цифровыми проектами и программами библиотек. Вариативная часть предоставляет магистрантам возможность овладеть знаниями, необходимыми для руководства непосредственно библиотечно-информационными организациями, управленческими структурами, осуществляющими руководство библиотечным делом. Кроме того, в образовательную программу включены дисциплины, связанные с использованием цифровых технологий по управлению проектами и программами библиотек. Конечной целью является обеспечение профессионально-ориентированными управленцами информационно-библиотечной отрасли.
Заключение
Цифровая экономика, влияющая на традиционные модели вузов и их библиотек, требует активного участия в цифровизации, внедрения и освоения новых цифровых технологий и новых инновационных форм работы руководителями и специалистами этих институтов культуры.
Основными современными трендами становятся новое отношение человека к труду через овладение базовыми и профессиональными компетенциями цифровой экономики, формирование системы непрерывного образования для цифрового будущего современного «цифрового поколения», освоение вузовскими библиотеками новых подходов, позволяющих развивать готовности и способности обучающихся постоянно учиться новому, приобретать нестандартные навыки и индивидуально развиваться. Вузовские библиотеки призваны участвовать в этих инновационных процессах, являясь институтами содействия обучающимся по овладению знаниями, формированию умений и навыков в едином цифровом пространстве, освоению содержания образования на основе новейших цифровых платформ и цифровых технологий, новых цифровых компетенций.
Новый компетентностный подход, создающий единую систему требований к процессам и результатам образования всех уровней и видов, определяет новые ориентиры вузовских библиотек в работе по определению личностной образовательной траектории обучающегося, заставляет менять направления деятельности, основываясь на мировых вызовах и тенденциях цифрового порядка.
В век, когда стратегическое значение имеют технологии проектирования будущего, вузовским библиотекам важно следовать современным тенденциям и иметь ориентиры своего движения. На наш взгляд, важным стратегическим документом в этом направлении развития является «Концепция развития вузовских библиотек», которая сейчас активно рассматривается и реализуется в профессиональном сообществе вузовских библиотек и органов управления ими.
Реализация «Концепции развития вузовских библиотек», связанной с цифровой средой их функционирования, имеющей собственные инфраструктуру, структуру и ультраструктуру, выдвигает новые компетентностные требования к руководителям и специалистам вузовской библиотеки, чему ГУУ в последние годы уделяет особое внимание. Вуз связал модернизацию своей научной библиотеки и подготовку управленческих кадров для библиотечного дела в систему, способствующую подготовке управленцев и специалистов библиотечно-информационной деятельности новой цифровой эпохи, нового формата, новой ментальности и компетенций, в единый вектор развития на пути к цифровизации общества. ГУУ начал осуществлять это поэтапно, но в то же время системно и комплексно.
[1] Интернет-доступ (мировой рынок) // Tadviser. Государство. Бизнес. ИТ. Режим доступа: www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интернет-доступ_(мировой рынок) (дата обращения: 02.04.2019).
[2] О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 15.03.2019).
[3] О реализации национальной технологической инициативы. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 317. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71380666/paragraph/1:4 (дата обращения: 15.03.2019).
[4] Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Паспорт приоритетного проекта. Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 № 9). Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
[5] Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16). Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
[6] Будущее образования: глобальная повестка. Режим доступа: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
[7] Там же.
[8] Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 // Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556773766 (дата обращения: 15.03.2019).
[9] Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
[10] Концепция развития вузовских библиотек России. Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf (дата обращения: 19.03.2019).
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] О библиотечном деле. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 02.01.1995. № 1. Ст. 2.
1. Ivanova O. B. O paradokse nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii // Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teoriya i praktika: sb. st. po materialam V Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i prepodavateley / pod obsch. red. E. G. Skibickogo, 14 marta 2014 g. Novosibirsk, 2014. S. 136-138.
2. Shvab Klaus. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. M.: E, 2017. 208 s.
3. Vysshee obrazovanie i gumanitarnoe znanie v XXI veke: monografiya-doklad Instituta fundamental'nyh i prikladnyh issledovaniy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta VI Mezhdunar. nauch. konf. «Vysshee obrazovanie dlya XXI veka», 19-21 noyabrya 2009 g. / pod obsch. red. V. A. Lukova. M., 2009. 478 s.
4. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M. Koncepciya Bazovoy modeli kompetenciy cifrovoy ekonomiki. Rezhim dostupa: https://www.ranepa.ru/images/anons/2018-12/Konceosiya-bmkce.pdf (data obrascheniya: 15.03.2019).
5. Mul'timediynaya zhurnalistika / pod obsch. red. A. G. Kachkaevoy, S. A. Shomovoy. M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2017. 416 s.
6. Malineckiy G. G. Proektirovanie buduschego i mezhdisciplinarnye podhody // Proektirovanie buduschego. Problemy cifrovoy real'nosti: trudy 1-y Mezhdunar. konf., 8-9 fevralya 2018 g. M., 2018. C. 6-11.
7. Ovchinskiy V. S., Larina E. S., Kulik S. A. Rossiya i vyzovy cifrovoy sredy / gl. red. I. S. Ivanov. M.: Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam, 2014. 40 s.
8. Ivanova O. B. On the paradox of continuous education in Russia. Continuous professional education: theory and practice: Proc. V Intern. Sci.-Prac. Conf. students, undergraduates, graduate students and teachers, ed. Skibitskii E. G., March 14, 2014. Novosibirsk, 2014, 136-138. (In Russ.)
9. Schwab Klaus. Fourth industrial revolution. Moscow: E, 2017, 208. (In Russ.)
10. Higher education and humanitarian knowledge in the XXI century: a monograph-report of the Institute of Fundamental and Applied Studies of the Moscow Humanitarian University VI Intern. Sci. Conf. "Higher education for the XXI century", November 19-21, 2009, ed. Lukov V. A. Moscow, 2009, 478. (In Russ.)
11. Daniliuk A. Ia., Kondakov A. M. Concept of the basic competence model of the digital economy. Available at: https://www.ranepa.ru/ images/anons/2018-12/Konceosiya-bmkce.pdf (accessed 15.03.2019). (In Russ.)
12. Multimedia journalism, eds. Kachkaeva A. G., Shomova S. A. Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2017, 416. (In Russ.)
13. Malinetsky G. G. Future design and interdisciplinary approaches. Designing the future. Problems of digital reality: Proc. 1st Intern. Conf., February 8-9, 2018. Moscow, 2018, 6-11. (In Russ.)
14. Ovchinskii V. S., Larina E. S., Kulik S. A. Russia and the challenges of the digital environment, ed. Ivanov I. S. Moscow: Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam, 2014, 40. (In Russ.)