Origami is a means of geometric modeling and self-organization formation in young children. As a part of preschool education, it serves as propaedeutics of basic geometry. One of the tasks of modern education is to improve the social status of mathematics because of its ability to encourage self-development in children. The research was based on the synergetic paradigm which defines a young child as an open nonlinear system capable of self-development. The article gives a theoretical and conceptual justification of origami as a means of self-organization development through the nonlinear educational environment that introduces preschoolers to mathematical culture. Origami proved to be able to enrich preschool education as this activity concentrates the educational resources of the structure-forming environment.
synergetic approach, post-non-classical educational, mathematical education, child's self-development, creative abilities of children, young children
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРИГАМИ В СРЕДОВОМ ПОДХОДЕ К САМООРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОДЕ ДЕТСТВА
GEOMETRIC MODELING OF ORIGAMI IN THE ENVIRONMENTAL APPROACH TO SELF-ORGANIZATION IN THE PERIOD OF CHILDHOOD
Г. А. Соколова
G. A. Sokolova
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО)
Российская Федерация, г. Новосибирск, 630007, Красный проспект, 2.
State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Novosibirsk region Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Educational Workers
(GAU DPO NSO NIPKiPRO), 2 Krasny Prospekt, Novosibirsk, 630007, Russian Federation.
Аннотация. Статья посвящена анализу целесообразности применения феномена оригами как средства геометрического моделирования к формированию начал самоорганизации у детей младшего возраста. Практика оригами, включаемая в процесс образования детей в детском саду и дополняющая процесс образования детей в начальной школе, выступает в качестве природосообразного средства для пропедевтики содержания основного курса геометрии, традиционно назначенного к изучению в среднем звене траектории школьного образования. Современный заказ общества к повышению общественного статуса математического образования выдвигает приоритетную задачу разработки и утверждения содержания математического образования растущей личности, инициирующего саморазвитие детей. Подходы к решению задачи намечаются в рамках синергетической парадигмы с применением трансформирования геометрических форм. Информационная стадия развития современного общества сложилась под воздействием динамического процесса накопления знаний, развития и активного применения технологий в разворачивании общественного прогресса. Усиление влияния науки на разные стороны жизни общества обусловило тенденцию повышения качества образования личности как важного ресурса для развития социума. Вместе с тем, обозначилась проблема повышения качества управления образованием, эффективность функционирования которого получила обоснование в привязке к факторам среды и закрепилась в понятийном поле методологии средового подхода, обладающего возможностями к достижению воспитательного эффекта в русле синергетической образовательной реальности. В анализе аспектов применения практики геометрического моделирования оригами в образовательном процессе детей младшего возраста обосновываются пути к формированию начал самоорганизации детей на основе обогащения математической развивающей среды с применением синергетического подхода. Целесообразность оригами как средства структурообразования в математическом образовательном процессе детей младшего возраста обоснована выявленными факторами самоорганизации. В систему педагогического образования внедрены средства обогащения структурообразующей среды на основе конкретизации ресурсов образования.
Ключевые слова: синергетический подход, постнеклассическая образовательная парадигма, саморазвитие ребёнка младшего возраста, математическое образование.
Keywords: synergetic approach, post-non-classical educational paradigm, self-development of a young child, mathematical education.
Введение. Синергетическая педагогическая парадигма начинает своё становление в 90-х гг. ХХ века с активного изучения применения понятия «синергетика» в области образования, и к настоящему временному периоду, по мнению разработчиков методологии образования в рамках синергетической парадигмы (В. Н. Корчагин, Н. М. Таланчук, В. Г. Виненко и др.), педагогическая наука нуждается в осмыслении соответствующей философии образовательного становления личности, как и в практическом освоении способов преобразования воспитательного процесса на основе синергетического подхода.
Цель исследования: раскрыть потенциальные возможности геометрического моделирования оригами как средства самоорганизации детей младшего возраста в применении средового синергетического подхода.
Задачи исследования:
− рассмотрение процесса становления в науке синергетики как универсального методологического инструмента и освещение современного состояния проблемы применения в педагогической науке синергетического подхода;
− анализ качества геометрической подготовки обучаемых личностей в системе общего образования;
− установление научного основания для применения синергетического подхода к проблеме повышения качества математического образования детей младшего возраста;
−выявить факторы структурообразования в средовом подходе к обогащению математического образования детей с применением оригами.
Методы исследования: синергетический, средовой, культурологический подходы к образованию, анализ целесообразности применения синергетического подхода к рассмотрению детства как социальной группы, гуманитарный подход к познавательному развитию ребёнка как культурно обусловленному процессу, метод изучения и обобщения педагогического опыта в области геометрического образования, подход к формированию мышления как целесообразно функционирующего инструментального средства в организации механизмов познания, подход к обогащению образовательной среды средствами геометрического моделирования оригами.
Научным объектом синергетики как науки выступают процессы самоорганизации природных и социальных систем. Под самоорганизацией, основываясь на синергетическом подходе, согласно А. М. Новикову [1, С. 191-192], будем понимать процесс создания, воспроизведения, совершенствования организации сложной динамической системы. В применении к изучению культуры и социокультурных процессов синергетический подход утвердился к завершению ХХ-го века в качестве методологического инструмента культурологии. С его применением культура выступает как динамическая система, а для изучения культурных явлений применяется особо выделенное направление в науке − социальная синергетика, рассматривающая социальные подсистемы, включая и ребёнка младшего возраста, как открытые нелинейные системы, способные к саморазвитию.
В развитии ребёнка как системы обозначенного типа нелинейность проявляется в чередовании последовательности возрастных кризисов, отношений деструктивного характера [2]. Под саморазвитием, следуя А. М. Новикову, мы будем понимать самостоятельное развитие субъектом образования своих обретений в аспекте развития психических процессов. Синергетическая природа «человекомерных систем» [3] и утверждает целесообразность рассмотрения процесса становления познавательных структур ребёнка младшего возраста в контексте постнеклассической (иначе говоря, синергетической) парадигмы образования.
В свою очередь, А. Г. Гогоберидзе [4, С.31] в основу синергетического подхода к изучению процесса развития ребёнка помещает соответствие принципу гуманитаризации, провозглашающему культурную обусловленность процесса развития человека, на основе чего ребёнок дошкольного возраста рассматривается как субъект саморазвития, осуществляющий становление в культуре и делающий вклад в её содержание. Характер развития такого рода нелинейной системы открытого типа указывает на альтернативность путей развития ребёнка, применения подхода к нему как индивидуальности и признание его уникальности, сохранение целостности его природы (психофизической организации, опыта, интересов и др.) и выявление его дарований. Достижение целей развития личности и общества как социальных систем возможно реализовать в моделировании нацеленной на формирование творческих способностей субъектов образования образовательной среды, которая рассматривается методологами средового подхода Тарасовым С. В. и Мароном А. Е. как объект в большей степени социально значимый, нежели образовательный процесс, в связи с чем внимание проектировщиков образования следует направить на создание среды, стимулирующей потребность субъектов образования к саморазвитию [5]. Для педагогики, нацеленной на поддержку процесса овладения личностью способностью к саморазвитию, подчёркивает В.Н. Корчагин [6], законы развития и саморазвития приобретают особое значение.
Ключевые положения синергетики включают понятие самоорганизации [7], которое исследователями синергетической концепции применительно к образованию рассматривается в разных ракурсах. Однако проблема самоорганизации, рассматриваемая вне синергетического подхода к развитию, в большинстве случаев редуцируется в цепь рассуждений, имеющих отношение к проблеме самообразования. Акцент в ходе организации образования, рассматриваемого в данном ракурсе, ставится на инициировании наставником самостоятельного поиска воспитанниками информации, необходимой для принятия ими собственных решений. Так, например, на основе выявления М. Р. Мирошкиной (2014) специфичности вклада в формирование необходимой готовности растущего человека к принятию собственных решений, такого рода готовность формируется, согласно [8, С.115] в практике самоорганизации в сфере образования, которая рассматривается в данном случае как «учебная самоорганизация» [9, С. 61]. Предпосылки к формированию способности малыша к самоорганизации, возникающие в условиях проявления детской потребности в общении со взрослым, начинают разворачиваться в раннем возрасте, эта коммуникативная потребность реализуется в развиваемых совместных со взрослыми манипулятивных действиях. В периоде возрастного интервала «от двух до трёх» лет жизни поступки детей всё чаще мотивируются их стремлением к самостоятельности, которая рассматривается [Там же] как основа самоорганизации, проявляемой в формах сотрудничества со взрослым. Такого рода способность рассматривается (Г. А. Цукерман, 1990) предтечей успешного разрешения учебных вопросов в будущем [10].
Исследователи В. Э. Черник и А. С. Гаврилова предлагают рассматривать самоорганизацию как свойство личности, включающее в себя функциональный и личностный компоненты, обеспечивающие способность организовывать свою деятельность и управлять ею [11, С. 136]. Т. Э. Яновская [12, С.94] в качестве ключевого положения концепции самоорганизации выдвигает положение о том, что происходящие личностные изменения реализуются за счет внутренних возможностей. Интерпретации сущности самоорганизации, соотносимой с приведёнными выше ключевыми признаками, в большей степени исходят из личностной характеристики, которую можно охарактеризовать термином «организованность», но не из признаков самоорганизации как процесса, имеющего место быть в синергетической реальности. Таким образом, акцентирование исследователями в самоорганизации такого личностного компонента, как «организованность», рассматриваемого вне рамок синергетического подхода, приводит к пониманию под самоорганизацией совокупности личностных качеств, психологических новообразований, тех или иных, безусловно ценных, особенностей, например, целенаправленного характера действий, волевого компонента, который предполагает мобилизацию потенциальных возможностей и концентрацию активности в заданном направлении. В этой трактовке самоорганизации как явления, на наш взгляд, не находится места для синергетической процессуальной характеристики структурообразования, имеющего отношение к растущему человеку как саморазвивающейся социальной системы открытого типа. По нашему глубокому убеждению, природа самоорганизации раскрывается в применении синергетического подхода, основы которого были заложены в русле естественнонаучной постнеклассической традиции понимания мира как множества систем отрытого типа, способных к саморазвитию, которое может быть реализовано при определённых условиях как самоорганизация. Процесс самоорганизации, происходящий в системах, определяемый, согласно Подымовой Л. С., Макаровой Л. Н, синергийным (то есть согласованным) взаимодействием, обязан антиэнтропийному характеру эволюционного развития (то есть направленному на возрастание упорядоченности). Обусловлен процесс самоорганизации накоплением структурной информации, способствующей устойчивому развитию, продуктивной самореализации в ходе жизнедеятельности [13]. Синергетический подход рассматривает процесс самореализации личности как развитие открытой целостной динамичной нелинейной системы, обусловленное взаимодействием внутренних ресурсов и потребностей системы, исходя из возможностей внешней среды.
Следуя Концепции математического образования в Российской Федерации, основной педагогической задачей наставника выступает становление математических способностей воспитанников образовательных учреждений в поле содержания математической культуры. Математическая культура формируется в ходе математического образования, сопровождаемого:
− освоением логико-математических представлений и способов познания;
− овладением навыками самостоятельной практической деятельности;
− формированием и развитием рефлексивных умений;
− воспитанием ценностного отношения к математике как культурному достоянию.
Содержание математической учебной деятельности воспитанников образовательных организаций, выступающее структурообразующим фактором в образования растущей личности, способно значительно обогатиться за счёт приобщения детей к практикам конструирования и моделирования с применением геометрического материала. Геометрический материал обладает уникальными свойствами в плане предоставления возможности детям младшего возраста [14] не только на основе наглядности, но и с применением тактильно-двигательного метода обследования выявлять свойства геометрических объектов, сравнивать их и анализировать, устанавливая признаки сходства и различия, имеющиеся конструктивные закономерности. Конструирование и моделирование с применением геометрического материала способствует развитию у детей конструктивного стиля мышления в творческом процессе воссоздания и преобразования геометрических объектов. Включение в практику работы старших дошкольников задач на развитие способности к ориентированию в объектах геометрии (отрезок, величина угла, симметрия и асимметрия и др.), выделяемых в геометрических моделях окружающего мира, способствует повышению у детей уровня логического и, в целом, геометрического мышления [15].
Гуманистическая ориентация математического образования детей на принцип развития направляет педагога на создание условий для саморазвития ребёнка. Поиски условий для реализации потенциальных возможностей воспитанников системы образования к творческому развитию актуализируют в содержании педагогических исследований проблематику среды. Повышение интереса психолого-педагогического сообщества к понятию среды наблюдалось на границе перехода веков (XIX-XX вв.). Становление системного подхода в педагогике, происходящее в 70-90 гг. ХХ-го века, активизировало процесс исследования среды, анализируемой в связи с категорией взаимодействия. Тем самым педагогическая мысль побуждалась к разработке теории и технологии опосредованного управления в педагогике, направляющего образовательный процесс на развитие и саморазвитие ребёнка, чему сопутствуют переходы к более качественному состоянию ребёнка как социальной системы. В рамках средового подхода возникли факторные концепции среды, рассматривающие её не только как совокупность условий и компонентов, но и как средство воспитания, однако, проблема управления формированием и развитием воспитанников посредством среды является мало изученной [16, С. 3]. В частности, необходимость решения проблемы самоорганизации сложных систем диктует педагогу (управляющему субъекту) реализацию воздействия в области так называемых «резонансных зон» [Там же, С. 32], результативность влияния в которых обеспечена способствованием собственным тенденциям развития социальной системы. Важным условием оптимальности управления выступает правильный выбор времени воздействия, связанного с наличием у управляемой социальной системы тенденции спонтанного развития. Открывшаяся возможность управления самоорганизацией обучаемого субъекта образования опосредованно, через среду – это «факт большого методологического значения», заключает Ю. С. Мануйлов, поскольку позволяет педагогу использовать «мягкое управление» [Там же]. Поиск такого рода механизмов «мягкого управления» образовательным процессом Н. М. Полетаева относит к основным направлениям применения синергетического подхода в педагогике [17].
Между тем, теоретические исследования оригами как фактора самоорганизации детей младшего возраста, отражённые в нашей авторской монографии «Педагогические основы оригами», и наша собственная богатая практика в применении оригами в образовании детей и педагогов дошкольного образования, свидетельствуют о целесообразности установления в педагогической среде адекватного представления о предмете обсуждения, освещаемом в ракурсе концепции самоорганизации детей младшего возраста. Явление востребованности оригами (как области занимательной геометрии) со стороны самих детей и педагогов детских садов и начальной школы и заказ общества относительно подготовки детей младшего возраста к жизни в условиях развития синергетической парадигмы образования и побудили к реализации данного исследования в плане уточнения и осмысления феномена оригами в рамках парадигмы концепции самоорганизации с применением средового подхода, основанного на обогащении геометрического содержания в математическом образования детей младшего возраста средствами оригами. Целесообразность подключения в образование детей практики оригами опирается на ряд следующих посылок.
1. Соответствие практики геометрического моделирования оригами предпочтениям и возрастным особенностям детей. Преобладающей формой мышления у детей младшего возраста выступает наглядно-образная форма. Процесс формирования понятийных мыслительных структур ребёнка младшего возраста, равно как и его способности развернуть внутренний план действия, может быть оптимально организован с использованием пространственных операций, реализуемых в ходе трансформирования фигур в практике оригами.
2. В ходе осуществления мелких движений пальцев рук по преобразованию геометрических форм оригами происходит активизация моторно-двигательной функции в ходе восприятия детьми особенностей трансформируемых геометрических форм, активизируется тактильный контроль за соблюдением требования непрерывности в характере образуемых геометрических ориентиров − отрезков линий, контуров геометрических фигур, развиваются сила и ловкость в пальцах, тонкость движений в подушечках пальцев рук.
3. Вектор математического образования детей с подключением оригами к обогащению развивающей среды обретает направленность на «пропедевтику» геометрического образования, уникальность которого обоснована взаимодействием логического и интуитивного начал мыслительного содержания в процессе постижения особенностей геометрических конструкций. Несмотря на уникальность геометрии как развивающей дисциплины, сегодняшнее состояние курса школьной геометрии оставляет желать лучшего: слабая геометрическая платформа в подготовке выпускников школ ведёт к понижению качества технического образования молодых людей, обучаемых в ВУЗе [18]. Одной из причин такой подготовки выпускников школ по геометрии выступает низкий уровень развития у них пространственного мышления, так как обучение геометрии опирается на работу пространственного воображения с привлечением логических рассуждений [19]. Развитие пространственного мышления выступает ключевым условием для повышения качества геометрического образования, формирования успешности воспитанников школ в решении геометрических задач.
Особенного внимания проектировщиков образования заслуживает вопрос о должном положении геометрии (во временном аспекте приобщения детей младшего возраста к геометрическому культурному содержанию), который активно обсуждался отечественными математиками на исходе XX века в связи с необходимостью развития у детей пространственных представлений, воображения, графических умений, глазомера, способности к «изящному» решению задач на основе геометрического «видения». Исследовательский характер геометрического образования побуждает [20] рассматривать геометрию как предмет с естественнонаучными методами познания (наблюдение, измерение, эксперимент), которые опираются на работу чувств и практические действия. Раннее приобщение детей к практической исследовательской и преобразующей деятельности в практике геометрического моделирования открывает путь к самостоятельному исследованию детьми объектов геометрии на основе применения наглядности разных видов: предметной наглядности, рисунков (схем), объемных моделей, графических моделей [21].
Представление о растущей личности ребёнка младшего возраста как о самоорганизующейся системе обосновывает применение синергетического подхода к развитию детей в среде с применением оригами в следующих условиях для самореализации:
− наличие собственной внутренней активности ребёнка как субъекта образования, которая и составляет суть его собственного саморазвития [22];
− наличие собственных потребностей современных детей в развитии, реализуемых, следуя образному выражению Д.И. Фельдштейна, через «диктат своих развивающихся потребностей» [23, С. 21], и «этот диктат связан с современным уровнем саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ним задач, в том числе и учебных» [Там же];
− создание условий для развития способности детей к мышлению синтетического характера на основе принципа дополнительности во взаимодействии методов логического и интуитивно-образного мышления (выполняющем функцию формирования и преобразования геометрических представлений, результаты чего находят воплощение в практике);
− создание условий для самоактуализации, самоконтроля, саморегуляции, рефлексивной оценки в системе пошагово выполняемых действий в рамках организованного алгоритма оригами (с применением обратимых операций, предусматривающих возврат к предыдущему шагу алгоритма);
− формирование алгоритмического строя деятельности с опорой на образные и схематические обозначения хода совершаемых операций.
К факторам самоорганизации детей младшего возраста в условиях образовательной среды с применением технологии геометрического моделирования оригами мы относим развивающие особые условия, диктуемые сконструированной педагогом средой.
1. Усиление вклада математики как структурообразующего средства, что выражается в повышении «меры порядка» в ходе преобразования геометрических форм:
− в совершении математических преобразований на основе применения необходимой математической терминологии (например, «сторона квадрата», «диагональ», «основание треугольника» и т.п.);
− в развитии ориентировки в пространстве геометрических форм (например, «выделите срединную линию фигуры»);
− в комментировании динамического характера преобразований, имеющих «адресный» характер назначений (например, «направляем поочерёдно стороны квадратной формы к диагонали квадрата, лежащей между ними»).
2. Инициирование рефлексивного осознания необходимости правильного хода мышления на основе организации внутреннего диалога как последовательно совершаемого обмена между содержательными мыслительными компонентами «образ совершаемого преобразования» и «логическая цепочка преобразующих действий».
3. Позиционирование у детей творческой направленности, обретаемой в совершении активных преобразующих действий, допускающих возможность применения уместных в аспекте образовательной ситуации альтернативных вариантов геометрических преобразований.
Обогащение конструируемой среды для самоорганизации детей младшего возраста происходит на основе применения авторских технологических разработок, отвечающих следующим тенденциям развития информационно-образовательной среды:
− усиление развивающих аспектов пространственно-образных характеристик образовательной среды посредством проектирования игровых образовательных ситуаций [24], усиливающих вклад образных и динамических ассоциаций, способствующих реализации целостного подхода к познавательному развитию ребёнка как социальной системы;
− внесение в качестве средства самоуправления и развития самостоятельности детей технологических разработок, ориентированных на применение моделирования на основе методов подобия и аналогии [25];
− расширение развивающих аспектов практики моделирования в совершения преобразований на основе переходов «плоскость - объём» в процессе моделирования геометрических тел [26];
− сопровождение процесса математического развития детей посредством проектируемых с применением оригами компетентностно-ориентированных задач, обращающих детей к анализу ситуаций с вариативным выбором конструктивных решений;
− предоставление задач с геометрическим содержанием, в решении которых развиваются наблюдательность, глазомер, формируется особый субъектный опыт совершения преобразований на основе творческого исследовательского поиска.
Заключение. Механизмы реализации представленного образовательного содержания апробированы в дополнительном профессиональном образовании взрослых и учреждениях дополнительного образования детей, в дошкольных образовательных структурах, в общеобразовательной школе. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных данных педагогами дошкольного и начального общего образования для формирования обогащённой образовательной среды на основе синергетического подхода к развитию детей младшего возраста. Материалы исследования отражены в авторских дополнительных профессиональных программах повышения квалификации Соколовой Г. А. «Картина мира в естествознании дошкольного детства» и «Математическое образование дошкольников: традиции и инновации». Полученные результаты могут быть использованы и в образовательном процессе начальной школы, материалы отражены в авторской программе Соколовой Г. А. дополнительного образования детей (инженерно-технического направления) «Оригами – школьникам», представленной на Конкурсе «Золотая медаль»-2018 Выставки образовательных организаций, литературы и оборудования для учебного процесса в Новосибирске «Учебная Сибирь − 2018» в номинации «Современная образовательная среда: новые вызовы и современные решения». По результатам конкурса ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» награждён серебряной медалью за данную программу.
Теоретическая значимость научной работы обоснована тем, что результаты исследования, позволяющие рассматривать воспитательную и образовательную деятельность педагога в работе с детьми младшего возраста как способствующую их самоорганизации, могут быть для использованы для дальнейшего изучения и применения синергетического подхода и средового подхода как необходимых методологических инструментов в развитии математических способностей у детей младшего возраста и формирования у них начал самоорганизации, сущность которой раскрывается с применением аппарата синергетической парадигмы образования. Выявление особых факторов среды, формируемой с применением геометрического моделирования оригами, освещает путь к расширению воспитательных возможностей системы образования, применяемых к обогащению образования детей младшего возраста на основе синергетического подхода.
Научная новизна. Сложившаяся в рациональной образовательной парадигме традиция фиксирования внимания педагогов на оригами как деятельности детей преимущественно изобразительного характера, препятствовала применению аналитического подхода к факторам развития детей в среде с применением оригами. Анализ средового подхода, освещаемый в ракурсе синергетической парадигмы, позволил разработать факторные детерминанты среды, способствующие развитию механизмов самоорганизации, и развернуть их учебно-методическое сопровождение для ресурсного наполнения процесса математического образования детей младшего возраста.
Литература:
1. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
2. Суворкина, Е. Н. Синергетические основания исследования детства: возрастные кризисы как точки бифуркации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37. С.43-48.
3. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3-е дополн. М.: Издательство ЛКИ, 2009. 240 с.
4. Гогоберидзе А. Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 100. −– С. 29-37.
5. Тарасов С. В., Марон А.Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. 2010. № 3. С. 14-18.
6. Корчагин В. Н. Системно-синергетическая философия как методологическая основа педагогики // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. Том 14. Вып.2. С. 99-103.
7. Китаев Д. Ф., Макаров А. А., Смольников С. Д. Синергетическая концепция образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16411 (дата обращения: 16.07.2021).
8. Мирошкина М. Р. Самоорганизация участников образовательного процесса в школе // Школьные технологии. 2014. № 4. С. 115-121.
9. Мирошкина М. Р. Возрастная самоорганизация // Школьные технологии. 2015. № 4. С. 61-67.
10. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 1990. № 6. С.37-44.
11. Черник В. Э., Гаврилова А. С. Исследование структурных компонентов самоорганизации старших дошкольников // Дискуссия. 2016. № 7. С. 136-142.
12. Яновская Т. Э. К вопросу о понятии «Самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях// Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 2. С. 89-95.
13. Подымова Л. С., Макарова Л. Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник ТГУ. 2009. Выпуск 1(69). С. 89-93.
14. Белошистая А. В. Геометрический материал в дошкольном математическом образовании // Дошкольное воспитание. 2017. № 3. С. 22-27.
15. Каримов М. Ф., Степаненко В. Л. Начала элементарного геометрического моделирования в дошкольном образовательном учреждении // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2017. № 8. С. 59-60.
16. Мануйлов Ю С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
17. Полетаева Н. М Синергетический подход к проблемам образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 2. С. 7-13.
18. Найниш Л. А., Шарапова Н. Н., Голубинская Т. В. Особенности современного геометрического образования // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 3-9.
19. Далингер В. А., Кузьмин С. Г. Геометрическое образование в российской школе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-3. С. 408-411.
20. Рослова Л. О. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов. Лекция 1. Режим доступа: https://mat.1sept.ru/view_article.php?ID=200901711 (дата обращения 16.07.2021).
21. Гавриш А. И., Покрыщенко А. Ю. Развитие математических способностей у дошкольников и младших школьников через изучение геометрического материала // Проблемы современного педагогического образования. 2018. С.72-74.
22. Выгузова Н. Ю. Активность как основа самоорганизации субъекта // Вестник тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2007. № 12-1 (56). С. 146-150.
23. Фельдштейн Д. И. Современное Детство как социокультурный и психологический феномен// Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20-29.
25. Соколова Г.А. Оригами. Подход на основе подобия. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НИПКиПРО, 2019. 72 с.
26. Соколова Г. А. Ориентиры для конструирования содержания подготовительного курса геометрии средствами оригами. Научно-методическое пособие. Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. 60 с.
References:
1. Novikov A. M. Pedagogy: dictionary of the system of basic concepts. Moscow: IET Publishing Center, 2013. 268. (In Russ.)
2. Suvorkina, E. N. Synergetic bases of childhood research: age-related crises as bifurcation points / / Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, no. 37 (2016): 43-48. (In Russ.)
3. Budanov V. G. Methodology of synergetics in post-non-classical science and in education. Ed. 3rd supplement. Moscow: LKI Publishing House, 2009: 240. (In Russ.)
4. Gogoberidze A. G. The problem of research and cognition of a preschool child as a subject of activity and behavior // Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, no. 100. (2009): 29-37. (In Russ.)
5. Tarasov S. V., Maron A.E. Innovative development of the education system based on the methodology of the environmental approach // Man and education, no. 3 (2010): 14-18. (In Russ.)
6. Korchagin V. N. System-synergetic philosophy as a methodological basis of pedagogy / / Izvestia of the Saratov University. Philosophy series. Psychology. Pedagogy, Volume 14. Issue 2. (2014): 99-103. (In Russ.)
7. Kitaev D. F., Makarov A. A., Smol'nikov S. D. Synergetic concept of education // Modern problems of science and education, no. 6. (2014). Access mode: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16411 (accessed: 16.07.2021). (In Russ.)
8. Miroshkina M. R. Self-organization of participants in the educational process at school // School technologies, no. 4 (2014): 115-121. (In Russ.)
9. Miroshkina M. R. Age-related self-organization // School technologies, no. 4 (2015): 61-67. (In Russ.)
10. Cukerman G. A., Elizarova N. V. About children's independence // Questions of psychology, no. 6 (1990): 37-44. (In Russ.)
11. CHernik V. E., Gavrilova A. S. Research of structural components of self-organization of senior preschoolers / / Discussion,no.7 (2016): 136-142. (In Russ.)
12. YAnovskaya T. E. On the question of the concept of "Self-organization" in psychological and pedagogical research// Natural sciences and humanities research, no.2 (2013): 89-95. (In Russ.)
13. Podymova L. S., Makarova L. N. Self-realization of the individual as a psychological and pedagogical problem: a synergetic approach / / Vestnik TSU, no. 1 (2009): 89-93. (In Russ.)
14. Beloshistaya, A. V. Geometric material in preschool mathematical education // Preschool education, no.3 (2017): 22-27. (In Russ.)
15. Karimov M. F., Stepanenko V. L. The beginning of elementary geometric modeling in a preschool educational institution // International scientific journal "Innovative Science", no 8 (2017): 59-60. (In Russ.)
16. Manujlov YU. S. Environmental approach in education. 2nd ed., pererab. M.; N. Novgorod: Publishing house of the Volga-Vyatka Academy of Public Service, 2002:157. (In Russ.)
17. Poletaeva N. M. Synergetic approach to the problems of education // Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin, no 2 (2009): 7-13. (In Russ.)
18. Najnish L. A., SHarapova N. N., Golubinskaya T. V. Features of modern geometric education // School technologies, no 3 (2020): 3-9. (In Russ.)
19. Dalinger V. A., Kuz'min S. G. Geometric education in the Russian school // International Journal of Experimental Education, no. 3-3 (2015): 408-411. (In Russ.)
20. Roslova L. O. Methods of teaching visual geometry to students of grades 5-6. Lecture 1. Access mode: https://mat.1sept.ru/view_article.php?ID=200901711 (accessed 16.07.2021).
21. Gavrish A. I., Pokryshchenko A. YU. The development of mathematical abilities in preschoolers and younger schoolchildren through the study of geometric material // Problems of modern pedagogical education, 2018: 72-74. (In Russ.)
22. Vyguzova N. YU. Activity as the basis of self-organization of the subject // Bulletin of the Tambov University. Humanities, no. 12-1 (2007):146-150. (In Russ.)
23. Fel'dshtejn D. I. Modern Childhood as a socio-cultural and psychological phenomenon // Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 1 (2012): 20-29. (In Russ.)
24. Sokolova G. A. Game educational situations in origami technology. Educational and methodological manual. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2019. 72. (In Russ.)
25. Sokolova G. A. Origami. A similarity-based approach. Educational and methodological manual. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2019. 72. (In Russ.)
26. Sokolova G. A. Guidelines for designing the content of the preparatory course of geometry by means of origami. Scientific and methodological manual. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2004. 60. (In Russ.)
Галина Афанасьевна Соколова; кандидат педагогических наук
доцент кафедры дошкольного образования
Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО)
г. Новосибирск Российская Федерация;
8-923-255-85-45; G.sokolova2020@yandex.ru
ORCID 0000-0001-2345-6789
Galina Afanasyevna Sokolova; Candidate of Pedagogical Sciences
associate Professor of the Department of Preschool Education
State Autonomous Institution of additional professional education of the Novosibirsk region "Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Educational Workers" (GAU DPO NSO NIPKiPRO) Novosibirsk, Russian Federation; 8-923-255-85-45; G.sokolova2020@yandex.ru
ORCHID 0000-0001-2345-678
1. Stepin V. S. Scientific knowledge and values of technogenic civilization. Voprosy Filosofii, 1989, (10): 3-18. (In Russ.)
2. Maslennikova V. Sh. System-synergetic theory as methodological basis of new pedagogy of N. M. Talanchuk. Kazan pedagogical journal, 2019, (5): 41-48. (In Russ.)
3. Korchagin V. N. System-synergetic philosophy as the methodological basis of pedagogy. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, 14(2): 99-103. (In Russ.)
4. Gapontseva M. G., Fedorov V. A., Gapontsev V. L. Application of the ideology of synergetics to the formation of the content of continuous natural science education. The Education and Science Journal. Izvestiia UrO RAO, 2004, (6): 90-103. (In Russ.)
5. Novikov A. M. Pedagogical dictionary of main terms. Moscow: IET, 2013, 268. (In Russ.)
6. Suvorkina, E. N. Synergetic bases of childhood age crises research as the bifurcation points. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2016, (37-2): 43-48. (In Russ.)
7. Budanov V. G. Methodology of synergetics in post-non-classical science and in education, 3rd ed. Moscow: URSS, 2009, 240. (In Russ.)
8. Gogoberidze A. G. The problem of researching a preschool child as a subject of activities and behavior. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2009, (100): 29-37. (In Russ.)
9. Tarasov S. V., Maron A. E. Innovative development of education system based on the methodology of the environmental approach. Chelovek i obrazovanie, 2010, (3): 14-18. (In Russ.)
10. Korchagin V. N. Genesis of the methodology of system-synergetic pedagogy. Kazan pedagogical journal, 2003, (2): 28-34. (In Russ.)
11. Kitaev D. F., Makarov A. A., Smolnikov S. D. Synergetic concept of education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2014, (6). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16411 (accessed 16 Jul 2021). (In Russ.)
12. Miroshkina M. R. Self-organization of participants educational process at school. Shkolnye tekhnologii, 2014, (4): 115-121. (In Russ.)
13. Miroshkina M. R. Age-related self-organization. Shkolnye tekhnologii, 2015, (4): 61-67. (In Russ.)
14. Tsukerman G. A., Elizarova N. V. Children's independence. Voprosy psikhologii, 1990, (6): 37-44. (In Russ.)
15. Chernik V. E., Gavrilova A. S. Structural components' study of senior preschool children's self-organization. Discussion, 2016, (7): 136-142. (In Russ.)
16. Yanovskaya T. E. Self-organization in psychology and pedagogy. Natural and humanitarian research, 2013, (2): 89-95. (In Russ.)
17. Podymova L. S., Makarova L. N. Self-fulfillment of a person as a psychological and pedagogical problem: a synergic approach. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki, 2009, (1): 89-93. (In Russ.)
18. Beloshistaya A. V. Geometric material in preschool mathematical education. Doshkolnoe vospitanie, 2017, (3): 22-27. (In Russ.)
19. Karimov M. F., Stepanenko V. L. Elementary geometric modeling in a preschool educational institution. Innovatsionnaia nauka, 2017, (8): 59-60. (In Russ.)
20. Manuylov Yu. S. Environmental approach in education, 2nd ed. Moscow; Nizhniy Novgorod: Izd-vo Volgo-Viatskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby, 2002, 157. (In Russ.)
21. Poletaeva N. M. The synergetic approach to education problems. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina, 2009, (2): 7-13. (In Russ.)
22. Sokolova G. A. Pedagogical basics of origami. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2000, 224. (In Russ.)
23. Nainish L. A., Sharapova N. N., Golubinskaya T. V. Features of modern geometric education. Shkolnye tekhnologii, 2020, (3): 3-9. (In Russ.)
24. Dalinger V. A., Kuzmin S. G. Geometric education in the Russian school. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniia, 2015, (3-4): 408-411. (In Russ.)
25. Roslova L. O. Methods of teaching visual geometry to students of grades 5-6. Lecture 1. Matematika, 2009, (17). Available at: https://mat.1sept.ru/view_article.php?ID=200901711 (accessed 16 Jul 2021).
26. Gavrish A. I., Pokryshchenko A. Yu. Development of mathematical abilities in preschool children and junior schoolchildren through the study of geometric material. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, (58-2): 72-75. (In Russ.)
27. Vyguzova N. Yu. Active position as a basis for subject's self-organization. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2007, (12-1): 146-150. (In Russ.)
28. Feldshtein D. I. Modern childhood as a socio-cultural and psychological phenomenon. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2012, (1): 20-29. (In Russ.)
29. Sokolova G. A. Game educational situations in origami technology. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2019, 71. (In Russ.)
30. Sokolova G. A. Origami. A similarity-based approach. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2019, 59. (In Russ.)
31. Sokolova G. A. Guidelines for designing the content of the preparatory course of geometry by means of origami. Novosibirsk: Izd vo NIPKiPRO, 2004, 60. (In Russ.)