Данная статья посвящена анализу феномена обучения. Свое внимание автор решил сосредоточить на исследовании тех противоречий, которые, с одной стороны, лежат в основании этого явления, а с другой, делают возможным само его существование и функционирование в качестве неотъемлемой части образовательного процесса. Для того, чтобы выяснить природу противоречий, обусловливающих неоднозначность (проблематичность) феномена обучения автор решил обратиться к теории коммуникации, которая была разработана в рамках социологии Н. Луманом, а в рамках семиотики – Ю. М. Лотманом. Понятие коммуникации используется здесь как своего рода аналоговая модель, которая позволяет высветить некоторые особенности феномена обучения. В результате этого сопоставления автор приходит к выводу о том, что источником противоречивости процесса обучения служит двойственность (неоднозначность) его природы: оно предстает перед нами одновременно и как социальный институт, и как «коммуникативное событие», неотъемлемая часть процесса коммуникации как таковой.
противоречивость (неоднозначность) феномена обучения, коммуникация, социальный институт