Кемерово, Россия
В статье рассматривается проблема активного проникновения банков на рынок микрофинансирования через аффилированные банками микрофинансовые организации (МФО). Предметом данной статьи является рынок МФО в России; цель работы – выявить последствия экспансии банков на рынке микрофинансирования и разработать рекомендации по дальнейшему функционированию рынка с учетом сложившихся тенденций. В ходе исследования показана специфика деятельности МФО, рассмотрены их функции, дана характеристика основных видов МФО – микрофинансовых и микрокредитных организаций. Проанализированы причины входа банков на рынок МФО. Отражены актуальные последствия внедрения «банковских» МФО на рынок микрофинансирования. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что банковское присутствие на рынке микрофинансирования противоречит его первоначальной концепции – предоставлению микрозаймов физическим лицам и представителям малого и среднего бизнеса на упрощенных условиях. Для сохранения оригинальности рынка МФО предложено разделить его на два сегмента («банковский» и «небанковский») с различными подходами в регулировании. Такая сегментация рынка микрофинансирования позволит создать конкурентные преимущества для разных видов МФО, что обеспечит выгодные условия кредитования для различных групп заемщиков.
микрофинансовая организация, микрофинансирование, микрофинансовая компания, микрокредитная компания, банк, «банковская» МФО, «небанковская» МФО.