Текст (PDF):
Читать
Скачать
Введение Программно-целевой метод успешно применяется как в нашей стране, так и за рубежом [1-3]. При рассмотрении отдельных его элементов, таких как государственные программы и национальные проекты, одной из основных проблем является оценка его эффективности [4-6]. Основные трудности вызывает возможная оценка его влияния на отдельную отрасль региона, в нашем случае на сельское хозяйство Кемеровской области как основу ее обеспечения продовольственными ресурсами. Применяемая в настоящее время оценка программно-целевого метода производится с помощью коэффициентного подхода абсолютными (стоимостными и натуральными) количественными и качественными показателями. В настоящее время в регионе действует «Положение о государственных программах Кемеровской области» от 21 февраля 2013 г. № 58, утвержденное Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области. Данный документ официально утверждает основные требования к проведению оценки эффективности госпрограмм [7]. Более конкретные требования к оценке программ в отрасли АПК изложены в самой госпрограмме «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014-2016 годы [8]. Оценка эффективности реализации такой программы представляет собой механизм контроля за выполнением мероприятий программы в целях оптимальной концентрации средств на выполнение поставленных задач. Для этих целей используется ряд целевых показателей (индикаторов), таких как индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; рост производительности труда; рост заработной платы. В целом оценка эффективности госпрограммы сводится к анализу эффективности вложенных государственных средств в отрасль. Такая оценка заключается в сопоставлении средневзвешенного результата по набору целевых индикаторов к результату выполнения финансирования. Наилучшим использование средств будет в случае, когда получается добиться увеличения показателей при экономии денежных средств. Если показатели снижаются при увеличившемся финансировании, то делают выводы о том, что программа недостаточно эффективна. При оценке показателей сельского хозяйства стоит учитывать тот факт, что вложение средств и результат разведены во времени: как минимум в полгода в растениеводстве и год в животноводстве. Поэтому увеличение таких целевых показателей, как производство мяса, молока, скорее, являются результатом финансирования программы в прошлые годы, а не за текущий период. На рис. 1 представлена схема подхода к оценке эффективности госпрограмм в сфере АПК с позиции региональных властей. Оценка эффективности госпрограмм предполагает прежде всего определение эффективности бюджетной, а экономическая сводится к мониторингу планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие Кемеровской области. В методике, описанной в госпрограмме «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014-2016 годы, имеется указание на расчет динамики достижения целевых показателей, в чем, можно предположить, и выражается оценка вклада результатов госпрограммы в социально-экономическое развитие области, т.е. речь идет об экономической эффективности программы. Рис. 1. Подход к оценке эффективности госпрограмм в АПК Кемеровской области с позиции региональных властей Коэффициентные методики не позволяют оценить влияние на изменение целевого показателя тех или иных объемов финансирования. В связи с этим целью работы является разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию подходов к оценке эффективности программно-целевого метода в АПК региона (на примере Кемеровской области) для обеспечения его населения продовольственными ресурсами. Объекты и методы исследования В качестве объекта исследования выступает приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» как инструмент реализации программно-целевого подхода в АПК региона. Предметом исследования является оценка эффективности реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Ке-меровской области. В качестве методов исследования использованы эконометрические методы [9], а именно корреляционный и регрессионный анализы [10]. Результаты и их обсуждение Реализация программ развития и поддержки сельского хозяйства в РФ, сначала целевых, затем государственных, начала осуществляться с 2008 года. Объединение ресурсов на всех уровнях бюджетной системы с целью решения наиболее острых проблем в форме нацпроектов реализовало себя с 2006 года. На примере нацпроекта «Развитие АПК», реализуемого в Кемеровской области с 2006 года, рассмотрим, какая связь имеется между объемами финансирования из каждого бюджета и изменением каждого показателя по нацпроекту с помощью расчета коэффициента корреляции (табл. 1). Перечень показателей, по которым проводилась оценка нацпроекта, опубликован на официальном сайте Администрации Кемеровской области [11]. Выводы будем делать относительно основных результативных показателей нацпроекта, которыми являются объемы производства мяса и молока. Все прочие показатели являются промежуточными для достижения результата. Таблица 1 Анализ связи между финансированием и целевыми показателями национального проекта «Развитие АПК» Кемеровской области на основе коэффициента корреляции Источники финансирования Сила связи Направление связи Показатели нацпроекта Коэффициент корреляции Федеральный бюджет Высокая (более 0,7) Обратная Выдано инвестиционных кредитов -0,80 Заметная (от 0,5 до 0,7) Прямая Произведено мяса 0,60 Выдано кредитов Сбербанком 0,58 Обратная За счет областного бюджета приобретено минеральных удобрений -0,51 Умеренная (от 0,3 до 0,5) Обратная Произведено молока -0,31 Слабая (менее 0,3) Прямая Выдано кредитов Россельхозбанком 0,22 Обратная Приобретено ГСМ -0,29 Введено жилья, кв. м -0,26 Областной бюджет Высокая (более 0,7) Прямая Произведено молока 0,91 Приобретено минеральных удобрений 0,78 Заметная (от 0,5 до 0,7) Обратная Произведено мяса -0,69 Умеренная (от 0,3 до 0,5) Прямая Введено жилья, кв. м 0,47 Выдано кредитов Сбербанком 0,31 Слабая (менее 0,3) Прямая Приобретено ГСМ 0,15 Обратная Выдано инвестиционных кредитов -0,13 Выдано кредитов Россельхозбанком -0,10 Местный бюджет Высокая (более 0,7) Прямая Произведено мяса 0,85 Обратная Произведено молока -0,83 Приобретено минеральных удобрений -0,79 Заметная (от 0,5 до 0,7) Обратная Приобретено ГСМ -0,51 Умеренная (от 0,3 до 0,5) Прямая Выдано кредитов Россельхозбанком 0,38 Обратная Введено жилья, кв. м -0,43 Выдано инвестиционных кредитов -0,33 Слабая (менее 0,3) Обратная Выдано кредитов Сбербанком -0,13 Внебюджетные источники Умеренная (от 0,3 до 0,5) Обратная Приобретено ГСМ -0,39 Выдано кредитов Сбербанком -0,33 Произведено молока -0,31 Слабая (менее 0,3) Прямая Произведено мяса 0,28 Выдано кредитов Россельхозбанком 0,01 Обратная Выдано инвестиционных кредитов -0,23 Приобретено минеральных удобрений -0,18 Введено жилья, кв. м -0,09 Из табл. 1 следует, что основные результирующие показатели, такие как производство мяса и молока, не всегда зависят от объемов финансирования того или иного бюджета: помимо прямой связи, между признаками наблюдается и обратная зависимость. Наибольшая зависимость производства мяса наблюдается от финансирования местного бюджета. Это объясняется тем, что местные власти лучше «владеют обстановкой»: знают проблемы АПК своего района и вкладывают пусть и небольшие средства, но «точечно», на решение наиболее остро стоящей, четко обозначенной, конкретной проблемы. На объемы производства молока наибольшее влияние оказывают средства, выделенные из областного бюджета. За 8 анализируемых лет за счет областного бюджета было приобретено более 2000 голов племенного скота, оборудование для охлаждения молока, молокопроводы. Прямая и высокая связь, выявленная с помощью коэффициента корреляции, подтверждает эффективность произведенных расходов. Парадоксальной является связь между финансированием из областного бюджета и объемами производства мяса: заметная, обратная. При большем вложении средств в отрасль мяса производится меньше. Это подтверждает неэффективность использования средств, что выражается в непродуманном финансировании запланированных мероприятий. Выявление подобной зависимости должно стать объектом внимания региональных властей. Неоднозначная ситуация наблюдается при изучении зависимости объемов производства мяса и молока от привлечения частных инвестиций. Внебюджетные источники составляют наибольшую долю средств в финансировании нацпроекта. Как правило, их привлечение должно быть связано с получением выгоды от вложений. Но, как видим, опираясь на результаты корреляционного анализа, связь между объемами вложений и производством мяса слабая, а в случае молока - умеренная и обратная. То есть вложения средств не приносят увеличения объемов производства. Определение зависимости объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных источников и основных результативных показателей нацпроекта, объемов производства мяса и молока, может быть осуществлено с помощью регрессии. Для выбора вида математической функции по каждой паре исследуемых признаков был использован графический метод, построены поля корреляции с эмпирической линией регрессии. В расчет не бралась зависимость объемов производства молока от финансирования из федерального бюджета, а также зависимость объемов производства молока и мяса от финансирования из внебюджетных источников, так как между парами данных признаков была установлена слабая прямая, а в некоторых случаях и обратная зависимость. Результаты регрессионного анализа, полученные на основе построения корреляционных полей, обобщены в табл. 2. Таблица 2 Обобщенные итоги регрессионного анализа зависимости объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных источников и основных показателей национального проекта «Развитие АПК» Взаимосвязь пары признаков (фактор → результат) r Уравнение регрессии Коэффициент детерминации (r2) Финансирование из федерального бюджета → произведено мяса 0,60 у = 0,0262х+99,371 0,3648 Финансирование из областного бюджета → произведено молока 0,91 у = 0,0967х+332,13 0,8387 Финансирование из областного бюджета → произведено мяса -0,69 у = -0,0278х+139,62 0,4748 Финансирование из местного бюджета → произведено мяса 0,85 у = 0,2533х+99,732 или у = -0,0021х2+0,5508х+93,867 0,7182 или 0,8127 Финансирование из местного бюджета → произведено молока -0,83 у = -0,6475х+457,09 0,6832 Построенные модели были проверены на адекватность путем расчета F-критерия Фишера и обозначены как значимые. Коэффициентом детерминации объяснена наибольшая связь между финансированием из областного бюджета и производством молока. На основании проведенного анализа можно заключить, что объемы производства мяса в регионе зависят от федерального финансирования на 36 %, от областного финансирования на 47,5 %, наибольшая зависимость выявлена от местного финансирования - до 81 %. Объемы производства молока в регионе на 83,9 % зависят от областного бюджета и на 68,3 % от финансирования из местного бюджета. В целом, проведение корреляционного анализа позволит выявить, оказывает ли финансирование из соответствующего бюджета влияние на изменение целевого показателя. Наличие неадекватной связи между признаками, которые логически должны коррелировать между собой, также указывает на существование возможных проблем, которые не могут быть устранены данными объемами финансовых средств. Помимо выводов о влиянии объемов финансирования на тот или иной целевой показатель, построенные модели связи могут использоваться с целью прогнозирования показателей на среднесрочную перспективу при определенных объемах финансирования, а также с их помощью возможен прогноз потребности в финансировании для получения заданных целевых показателей. Для рационального и эффективного использования бюджетных средств органам региональной власти рекомендуется проводить оценку реализуемых госпрограмм АПК, не только основываясь на утвержденной методике, но и проводя более глубокий анализ (к примеру, корреляционный), который позволит определить степень влияния объемов финансирования на полученный результат. Такая оценка может выполняться, к примеру, на основе совокупности муниципальных образований, для которых выделяется подобное финансирование. Таким образом, учитывая результаты проведенной выше оценки программно-целевого подхода на примере нацпроекта «Развитие АПК», предлагаем не ограничиваться расчетом бюджетной эффективности, но также определять и оценку влияния финансирования на полученный результат. На рис. 2 содержится рекомендуемая нами последовательность проведения эффективности основных инструментов программно-целевого метода - государственных программ. Оценка эффективности госпрограмм Оценка эффективности использования средств областного бюджета (бюджетная эффективность) Степень достижения целей и решения задач госпрограммы Степень соответствия фактических объемов финансирования (стоимость результатов) Динамика достижения значений целевых показателей (результативность) Оценка влияния финансирования на целевые показатели с помощью корреляционного анализа Рис. 2. Авторский подход к оценке программно-целевого метода в АПК Кемеровской области Помимо определения динамики целевых индикаторов, расчет оценки влияния на результативные показатели произведенных затрат позволит оценить использование последних с позиции экономической эффективности, а, именно, влияния инвестированных средств из различных бюджетных и внебюджетных источников на конечное производство сельскохозяйственной продукции региона.