Россия
Кемерово, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Статья посвящена проблеме вводимого в Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный РФ образовательного ценза представителей. Отмечается, что действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере высшего образования, допускает широкое толкование понятия лица, имеющего высшее образование. В связи с этим не каждое лицо, которое может считаться имеющим высшее юридическое образование, будет способно обеспечить качественное представление интересов доверителя в суде, а значит, проблематичным становится и решение поставленной авторами законопроекта задачи – обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь, и повышение качества такой помощи. Авторы настоящей статьи критически оценивают исключение из окончательного текста закона процессуальной фигуры поверенного, а также невозможность совместного представления интересов доверителя несколькими лицами, в том числе и не имеющими высшего юридического образования, при условии наличия необходимого образования хотя бы у одного их них. Отмечаются отдельные процессуальные проблемы, связанные с неоднообразным установлением на нормативном уровне требований к образованию представителя в зависимости от инстанции, в которой рассматривается дело. В наибольшей степени данные проблемы обнаруживаются при реализации другого введенного Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ института – передачи дела по подведомственности.
процессуальная революция, образовательный ценз представителя, высшее юридическое образование, судебное представительство, доступность правосудия, профессиональный процесс
1. Новак Д. В. Задача концепции - создать стимулы для объединения участников рынка профессиональной юридической помощи // Закон. 2017. № 11. С. 6-19.
2. Тай Ю. В. Реформа рынка юридических услуг. Принять неизбежное // Закон. 2017. № 11. С. 38-54.
3. Козлова Е. Б. Современные законодательные инициативы в сфере профессионального представительства в гражданском процессе в свете принципа беспрепятственного доступа к правосудию // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 8. С. 24-30.
4. Попова Д. Г. Профессиональное судебное представительство: состояние и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 84-91.
5. Момотов В. В. Совершенствование судебного представительства: современный взгляд // Евразийская адвокатура. 2018. № 3. С. 29-37.
6. Соловьев А. А. Высшее юридическое образование как обязательное квалификационное требование к судебным представителям // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2015. № 3. С. 98-105.
7. Малов А. А. Требования к высшему юридическому образованию представителей в арбитражном процессе. Необходимость или соответствие тенденции современного судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 12. С. 19-21.
8. Осипов Г. В., Савинков В. И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ. М.: ЦСП и М, 2014. 152 с.
9. Ярков В. В. Проект процессуальной реформы: quo vadis? // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 12. С. 10-14.
10. Novak D. V. The task of the concept is to create incentives for the unification of professional legal aid market participants. Zakon, 2017, (11): 6-19. (In Russ.)
11. Tay Yu. V. Accepting the inevitable: legal services market reform. Zakon, 2017, (11): 38-54. (In Russ.)
12. Kozlova E. B. Modern legislative initiatives in the field of professional representation in the civil process in the light of the principle of unhindered access to justice. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2018, (8): 24-30. (In Russ.)
13. Popova D. G. Professional judicial representation: current situation and prospects. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2018, (4): 84-91. (In Russ.)
14. Momotov V. V. Improving of judicial representation: modern view. Eurasian advocacy, 2018, (3): 29-37. (In Russ.)
15. Soloviev A. A. Higher legal education as a mandatory qualification requirement for legal representatives. Vestnik Arbitrazhnogo suda Moskovskogo okruga, 2015, (3): 98-105. (In Russ.)
16. Malov A. A. Requirements to higher legal education of representatives in an arbitral procedure. Necessity or following the modern proceedings tendency. Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess, 2017, (12): 19-21. (In Russ.)
17. Osipov G. V., Savinkov V. I. Dynamics of postgraduate studies and prospects until 2030: statistical and sociological analysis. Moscow: CSP i M, 2014, 152. (In Russ.)
18. Yarkov V. V. Procedural reform project: quo vadis? Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess, 2017, (12): 10-14. (In Russ.)