Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Обобщен и систематизирован многолетний практический опыт разработки и внедрения инновационной методики обучения студентов на различных филологических курсах. Представляется новый формат балльно-рейтинговой системы, который ее инициатор и разработчик (автор статьи) предлагает обозначить термином ноотека. В ее основе лежит идея самоорганизующегося учебного процесса, в котором количественное измерение результатов учебной деятельности выступает, с одной стороны, в качестве стимула коллективной и индивидуальной самоорганизации учебного процесса, с другой – в роли базовых оснований, организующих учебный процесс. Представлены компоненты ноотеки, образующие в своей совокупности целостную дидактическую систему. Она основывается на соединении проектного и накопительного принципов организации обучения. Технологические аспекты ноотеки показаны на фоне обсуждения широкого дидактического контекста, в который она включена. Имеется в виду как теоретический контекст, так и практика построения подобных систем, прежде всего их вариантов в рамках балльно-рейтинговой системы. Обсуждение не ограничено дидактическим аспектом: затрагиваются вопросы, связанные с измерением качества в других сферах интеллектуальной и культурной деятельности. В ряде случаев изучение возможностей данных принципов выходит на более высокий уровень – в методологию и философию образования. В области последней обсуждаемые проблемы органично включены в общие антиномии: в парадигму взаимоотношений качества и количества как философских категорий; части и целого; единичного, особенного и всеобщего; а также в специально-дидактические антиномии, в частности антиномию личностно-ориентированного и коллективного обучения, знаниецентризма и умениецентризма и др. Наконец, они становятся в конкретные оппозиции, непосредственно связанные с темой ноотеки: онлайн-занятие и офлайн-занятие, горизонтальное и вертикальное рецензирование, индивидуальная и групповая мотивация и т. п.
самоорганизация учебного процесса, Белл-Ланкастерская система, персональная траектория, дидактическая перлокуция, горизонтальное рецензирование, синергетические микроточки
1. Голев Н. Д. Морфология современного русского языка. Кемерово: КемГУ, 2006. 208 с.
2. Иманова О. А., Стародубцева А. Е. Особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 25 марта 2018 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2018. Ч. 1. С. 50-52.
3. Цукерман Г. А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Педагогический вестник. 1997. № 3. С. 46-51.
4. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU. 2017. № 12. С. 85-94.
5. Глушкова В. А. Белл-Ланкастерская система обучения в химическом образовании // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сб. науч. трудов 64 Всерос. науч.-практ. конф. химиков с Междунар. участием. (Санкт-Петербург, 13-15 апреля 2017 г.) СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 60-64.
6. Королёва И. С. Грамотность в эпоху цифровой экономики по Белл-Ланкастерской системе, или Книжные полки и «облака» в помощь digital-комментаторам культуры // Библиотечное дело. 2019. № 3. С. 16-19.
7. Топчий Д. В. Белл-Ланкастерская система взаимного обучения: примеры применения в условиях школ современности // Педагогические и психологические проблемы современного образования: мат-лы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». (Ярославль, 4-5 марта 2015 г.) Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. Ч. 1. С. 461-469.
8. Букалова Н. П., Букалова А. Ю. Применение негэнтропийного подхода к управлению уровнем профессиональной подготовки студентов // Прикладная математика и вопросы управления. 2015. № 1. С. 103-113.
9. Красикова Т. И. Информационная среда и развитие цифровой экономики как основа формирования синергетического подхода в обучении иностранным языкам // Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике: мат-лы XIV Междунар. науч. конф. (Москва, 5 апреля 2018 г.) М.: МУИВ, 2018. С. 394-402.
10. Ламзин С. А. Синергетика и виртуальная реальность как современные концепции для развития лингводидактики // Евразийский союз ученых. 2015. № 7-4. С. 68-70.
11. Цветков В. Я. Синергетика образования и точки инновационного роста // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 2. С. 19-24.
12. Сологуб О. П. Лингводидактический потенциал FACEBOOK и его использование в практике преподавания русского языка как иностранного // Interface: Journal of European Languages and Literatures. 2018. Iss. 6. P. 67-92. DOI:https://doi.org/10.6667/interface.6.2018.63
13. Сологуб О. П. Онлайн-переписка как самообучение // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 180-186. DOI:https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-3-180-186
14. Калугин Ю. Е. Самообразование. Формирование готовности к профессиональному самообразованию. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2000. 119 c.
15. Концевич Г. Е. Самообразование - необходимое условие адаптации кадров в транзитивной экономике Российской Федерации: групповая и индивидуальная мотивация профессионального познания // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сб. мат-лов III Междунар. науч.-практ. конф. (Грозный, 1-3 декабря 2016 г.) Грозный: ЧГПУ, 2016. С. 197-205.
16. Горбачев В. И., Горбачев С. В. Обучение реанимационным навыкам в последипломном образовании врачей в аспекте Белл-Ланкастерской системы // Инновации в образовании. 2016. № 3. С. 16-21.
17. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf (дата обращения: 15.09.2019).
18. Мухаметзянова Ф. Г., Забиров Р. В., Вафина В. Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы: мат-лы XXII Рязанских педагогических чтений. (Рязань, 20 марта 2015 г.) Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2015. С. 81-85.
19. Огороднова О. В., Кукуев Е. А. Модель образовательного модуля индивидуальной образовательной траектории студента университета // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 9. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2018/2651.htm (дата обращения: 15.09.2019).
20. Перетягина Н. Н. Индивидуальная образовательная траектория как способ сохранить человека в образовательном процессе // Психология обучения. 2010. № 4. С. 15-27.
21. Шеманаева М. А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Язык и культура. 2017. № 39. С. 283-297. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/39/20
22. Гармонников И. С. Особенности применения методов мотивации в рамках личной, групповой и корпоративной мотивации // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 6-1. С. 81-84.
23. Чеботарев В. В., Чеботарева Н. В. Балльно-рейтинговая система: плюсы и минусы // Актуальные вопросы дерматовенерологии, косметологии и курортологии: сб. мат-лов по итогам науч.-практ. конф. (Ставрополь, 28 февраля - 1 марта 2013 г.) Ставрополь: СтГМУ, 2014. С. 233-236.
24. Горбачев С. В., Горбачев В. И. Белл-Ланкастерская система обучения реанимационным навыкам в практике последипломного образования // Вестник интенсивной терапии. 2015. № 3. С. 9-10.
25. Швецова В. А., Пчелкина Е. П. Синергетический подход к обучению студентов в системе высшего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3-1. С. 192-196. DOI:https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196
26. Жуланова В. П., Вострикова Е. А., Фомичев Р. С. Тьюторское сопровождение как механизм формирования ИКТ компетентности педагогов в процессе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 11-19.
27. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979. 134 с.
28. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 334 c.
29. Голев Н. Д. Ноотека как форма дидактической коммуникации: компетентностно-деятельтностный подход в свете требований программ третьего поколения в высшем филологическом образовании // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме: мат-лы Третьей Междунар. науч. конф. (Барнаул, 24-29 апреля 2012 г.) Барнаул: АлтГУ, 2012. С. 283-286.
30. Голев Н. Д. Электронная ноотека как новая форма организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов // Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: мат-лы XXVI науч.-метод. конф. КемГУ. (Кемерово, 1-2 февраля 2005 г.) Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. Ч. 2. С. 78-83.
31. Голев Н. Д. Электронная переписка как стратегия и тактика обучения иностранным языкам (лингводидактический проект) // Язык и культура. 2015. № 2. С. 105-116.
32. Голев Н. Д., Сологуб О. П. О лингводидактическом потенциале естественной письменной речи (на примере использования онлайн-переписки в практике преподавания иностранных языков) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты / под ред. Т. Г. Рабенко. Кемерово: КемГУ, 2016. Ч. V. С. 17-33.
33. Смирнова Ж. В., Ваганова О. И. Заочное обучение в вузе через электронно-образовательную среду // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3. С. 111-118.