Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Представлены материалы диагностического исследования профессионального интереса и мотивации профессионального выбора студентов 1 и 2 курсов Кемеровского педагогического колледжа. Цель – определение первоначального уровня профессионального интереса студентов к разным аспектам педагогической деятельности (организаторской, коммуникативной, методической и др.), а также мотивации и уровня коммуникативных и организаторских способностей. Для проведения исследования применялся метод анкетного опроса. Анализ результатов изучения профессионального интереса проводился на основе когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного критериев. Профессиональная мотивация изучена с помощью методик «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (адаптирована Н. П. Фетискиным) и «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой. Оценка уровня развития коммуникативных и организаторских способностей проводилась на основе методики В. А. Федорошина и В. В. Синявского. Результаты исследования проанализированы по каждому критерию. Полученные данные позволяют определить уровень профессионального интереса студентов на начало обучения и обозначить критические аспекты их профессиональной подготовки. Результаты могут быть применены как для организации учебной и внеучебной работы образовательного учреждения в целом, так и для осуществления профессиональной подготовки по отдельным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
когнитивный критерий, эмоционально-волевой критерий, деятельностный критерий, читательский интерес, мотив, коммуникативные способности, организаторские способности
1. Черникова О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2006. 186 с.
2. Чистякова С. Н. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций региона в условиях модернизации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 18-19 марта 2015 г.) Кемерово, 2015. С. 21-25.
3. Старшинова Т. А. Педагогическая интеграция как системное явление // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 234-236.
4. Александров Д. В. Понятие «интерес» в современной западной социологии // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 57-66.
5. Гайкова Т. П. Организационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 210 с.
6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
7. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: Мокслас, 1981. 196 с.
8. Йовайша Л. А. Валидность описи профессиональных интересов учащихся // Мат-лы IV Всесоюз. съезда общества психологов. (Тбилиси, 21-24 июня 1971 г.) Тбилиси, 1971. С. 107-108.
9. Арнаутов В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно педагогического комплекса: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1995. 207 с.
10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.