Кемерово, Россия
Новосибирск, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассматривается проблема развития личности курсанта в период адаптации к обучению по военным специальностям на базе высшего образования, проводится сравнительный анализ между группами курсантов-первокурсников с различным опытом военной службы. Предметом исследования является процесс становления произвольной саморегуляции курсанта-первокурсника. Цель – выявление особенностей становления произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов с опытом военной службы и без него в период адаптации к обучению в военном вузе. Определено, что у курсантов-первокурсников с опытом военной службы значения параметров саморегуляции и личностных качеств выше, чем у курсантов, не имеющих такого опыта. В ходе исследования выявлена основная тенденция в межличностных отношениях – стремление к доминированию, которое позволяет более успешно реализовывать собственные потребности и интересы в условиях жесткой межличностной конкуренции. Также рассмотрено стихийное становление произвольной саморегуляции курсанта в период адаптации в стенах военного вуза, которое не способно поднять низкий уровень развития регуляторно-личностного качества Самостоятельность.
курсант, учебная деятельность, адаптационный период, рефлексия, жизненный опыт
1. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128-135.
2. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.
3. Осницкий А. К., Астахова Н. В. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах КРО // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 42-51.
4. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: PerSe, 2005. 352 с.
5. Muenks K., Miele D. B. Students' Thinking About Effort and Ability: The Role of Developmental, Contextual, and Individual Difference Factors // Review of Educational Research. 2017. Vol. 87. № 4. P. 707-735. DOI:https://doi.org/10.3102/0034654316689328
6. Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57-72. DOI:https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.04
7. Цыганов И. Ю., Бондаренко И. Н., Моросанова В. И. Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 10-23. DOI:https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-10-23
8. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Исследовательская группа «Социальные науки», 2010. 232 с.
9. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
10. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 364 с.
11. Украинец О. В. Диагностика здоровья: психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2011. 950 с.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 559 с.
13. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
14. Морозова И. С., Пронин Е. А. Параметры саморегуляции во взаимосвязи с личностными характеристиками курсантов-первокурсников военного вуза // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. 2019. Т. 29. С. 40-53. DOI:https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.40