Кемерово, Россия
Белово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассмотрены теоретические подходы к пониманию связной речи как сложного процесса в психологических и педагогических аспектах. Изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предметом исследования являются технологии формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в образовательном учреждении. Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности применения ТРИЗ-технологии как средства формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Определены и описаны качественные параметры связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Доказано, что связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется вариативностью нарушений в ее овладении, проявляющихся в различном соотношении семантических и лексико-грамматических ошибок как на уровне предложений, так и на уровне владения разными видами текстовой деятельности. Представлены различные технологии работы по формированию связной речи, в том числе рассказывание по картинам, самостоятельное придумывание детьми загадок, сказок, рассказывание из личного опыта ребенка. Экспериментально подтверждена возможность позитивного воздействия на процесс формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами ТРИЗ-технологии.
ребенок старшего дошкольного возраста, технологии формирования связной речи, ТРИЗ-технология
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М.: Книга по требованию, 2013. 432 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
3. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: МПСИ, 2004. 224 с.
4. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 1999. С. 358-369.
5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Институт психотерапии, 2001. 256 с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 255 с.
7. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Модэк, 2001. 432 с.
8. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
9. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2004. 52 с.
10. Эльконин Д. Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. М.: Педагогика, 1998. 234 с.
11. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. 239 с.
12. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2014. 287 с.
13. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ, 2013. 311 с.
14. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. 240 с.
15. Шадрина Л. Г., Судакова Е.Н. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 220-228.
16. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. 2011. № 4. С. 138-166.
17. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: Аркти, 2004. 168 с.
18. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / под ред. А. М. Шахнаровича. М.: Академия, 2010. 256 с.
19. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. № 2. С. 121-130.