Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассматриваются особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Теоретический анализ показал, что у таких детей обнаруживается системная несформированность вербальных и невербальных функций интеллекта. Данный факт подтверждается проведенным эмпирическим исследованием. Для решения практических задач были использованы цветной вариант теста «Прогрессивные матрицы Равена», тест Д. Векслера для детей дошкольного возраста (4–6,5 лет) в адаптации М. Н. Ильиной. Обработка данных осуществлялась с помощью статистических методов. Описана система психолого-педагогических условий интеллектуального развития дошкольников, реализуемая в условиях дошкольной образовательной организации. В качестве основы интеллектуального развития рассматривается сенсорное воспитание, направленное на развитие ощущений и восприятия. Речевое развитие, развитие элементарных математических представлений, продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация) также рассматриваются как значимые аспекты интеллектуального воспитания. Для систематизации психолого-педагогических условий развития интеллектуальных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи разработана и реализована Программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (с использованием дидактических игр). По данным формирующего эксперимента зафиксирована эффективность реализации комплекса психолого-педагогических условий, направленных на оптимизацию интеллектуального развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
дети с тяжелыми нарушениями речи, дети дошкольного возраста, развитие интеллекта в дошкольном возрасте, сенсорное воспитание, дошкольное образование, организованная образовательная деятельность, дидактические игры
1. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. М.: ВЛАДОС, 1998. 675 с.
2. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
3. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). М.: Классикc Стиль, 2003. 160 с.
4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
5. Влодарчик Р. А., Лубочников П. Г., Нургалеев В. С. Интеллект как полинаучная категория // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 359-368.
6. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.
7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. И. Поддьякова, Ф. А Сохина. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
8. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 329 с.
9. Тукеева Г. Е. О формировании пространственно-образного мышления // Вопросы науки и образования. 2019. № 5. С. 175-186.
10. Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С., Низовцова А. Н. О возможностях и ограничениях тестов интеллекта // Проблемы современного образования. 2017. № 4. С. 61-71.
11. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 365 с.
12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 500 с.