Братск, Россия
Четвертая промышленная революция обеспечила практически неисчерпаемые возможности для совершенствования социально-экономических процессов. Особую роль сыграло развитие информационно-коммуникационных технологий. Одновременно появляются угрозы роста безработицы из-за отсутствия необходимых цифровых навыков у людей и снижения конкурентоспособности организаций, не способных внедрять в практику современные технологии. Поэтому целью исследования явилось определение направлений и способов повышения конкурентоспособности граждан и организаций в условиях цифровых преобразований. Предметом – резервы развития цифровых компетенций населения и возможности использования технологий маркетинга при цифровом взаимодействии экономических субъектов. На основе обобщения теоретических и практических положений, индукции, анализа и синтеза информации, представленной в официальных источниках, исследование позволило обнаружить проблемы реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» и выявить возможные способы их разрешения. Отсутствие единого понимания сущности цифровой экономики требует дальнейших исследований данного феномена. Для преодоления недостаточности цифровых компетенций необходима модернизация системы образования, формирование с помощью пропаганды в общественном сознании высокой ценности обучения и готовности к нему в течение всей жизни. Недостаточно полное использование организациями инструментария цифрового маркетинга связано с наличием ошибок в его использовании. Эти ошибки связаны с игнорированием принципов традиционного маркетинга, главный из которых – ориентация на клиента и соблюдение норм морали. Для реализации мероприятий цифрового маркетинга могут использоваться авторская схема и рекомендации по повышению результативности их применения. Осуществление мер цифрового маркетинга может быть реализовано любыми организациями. Это обеспечит рост эффективности и достижение целей.
цифровая экономика, система образования, пропаганда культурных ценностей, интернет-реклама, целевая аудитория, информационно-коммуникационные технологии
1. Клисторин В. И. Цифровая экономика обещает множество проблем // Совет директоров Сибири. 2019. № 4. С. 10-11.
2. Кокорев А. С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 252-259. DOI:https://doi.org/10.24411/2413-046X-2019-11028
3. Свистунов В. М., Лобачев В. В. Трудовые отношения в условиях цифровизации экономики // Управление. 2017. Т. 5. № 4. С. 29-33.
4. Слинкова О. К., Слинков А. М., Пастухова Д. А. Исследование мотивации личностного роста студентов в процессе вузовского обучения // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1. С. 774-779.
5. Патрусова А. М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 1. С. 26-32.
6. Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: Изд-во НАФИ, 2019. 84 с.
7. Организационная культура / под ред. В. Г. Смирновой. М.: Юрайт, 2016. 306 с.
8. Грудистова Е. Г. Методические основы управления организационной культурой // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2010. № 2. С. 9-20.
9. Пастухова Д. А., Грудистова Е. Г. Модель конкурентоспособного специалиста сервиса // Научный результат. Серия: Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4. № 2. С. 53-64. DOI:https://doi.org/10.18413/2408-9346-2018-4-2-0-6
10. Schieser H. How to immunize children against drug abuse and seduction? // Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2013. № 1. С. 204-213.
11. Кошмаров М. Ю., Трубецкой А. Ю. Экономические теории и эволюция пропаганды // Мир новой экономики. 2017. № 4. С. 48-54.
12. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006. 394 с.
13. Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. М.: Юрайт, 2019. 241 с.
14. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / науч. ред. Л. М. Гохберг. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 82 с.
15. Косолапова М. В., Свободин В. А. Методологические вопросы системно-цифровой экономики - взаимосвязь системной и цифровой экономик // Мягкие измерения и вычисления. 2019. № 6. С. 13-16.
16. Сологубова Г. С. Составляющие цифровой трансформации. М.: Юрайт, 2019. 147 с.
17. Слинкова О. К., Скачков Р. А. Анализ научных подходов к определению сущности целеполагания и его роль в процессе управления // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 3. С. 65-72.
18. Фомичева Ю. П. Цифровой маркетинг // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-1. С. 428-430.
19. Синяева И. М., Романенкова О. Н., Жильцов Д. А. Реклама и связи с общественностью. М.: Юрайт, 2014. 552 с.
20. Кузнецов П. А. Современные технологии коммерческой рекламы. М.: Дашков и К°, 2018. 296 с.
21. Козырев А. Н. Цифровизация, математические методы и системный кризис экономической науки // Цифровая экономика. 2019. № 4. С. 5-20. DOI:https://doi.org/10.34706/DE-2019-04-01
22. Шадрин В. Г. Воздействие на современного потребителя через нейромаркетинг // Инженерная экономика и управление в современных условиях: мат-лы науч.-практ. конф. (Донецк, 9 октября 2019 г.) Донецк: ДонНТУ, 2019. С. 302-307.
23. Акулич М. В. Интернет-маркетинг. М.: Дашков и К°, 2020. 352 с.
24. Лочан С. А., Федюнин Д. В. Продвижение продукции с использованием возможностей цифрового маркетинга // Рекламная деятельность и рекламный бизнес: история, теория и технологии. М.: Русайнс, 2017. С. 84-93.
25. Опрятова О. В. Проблемы развития цифрового маркетинга в России // Арригиевские чтения по теме: «Формирование новой парадигмы экономического мышления XXI века»: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Орел, 21-23 марта 2018 г.). Орел: ОГУ им. И. С. Тургенева, 2018. С. 234-237.
26. Данакин Н. С., Захаров В. М. Повышение качества жизни населения - стратегическая цель социального управления в регионе // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 1. С. 17-20.