Бишкек, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Целью данной статьи является описание новых социальных требований, поставленных перед преподавателями и учителями в образовании обучающихся предметным знаниям. Представлена правовая основа изменений в системе образования Кыргызской Республики и описаны новые требования, предъявляемые к системе образования страны. Объект исследования – современная ситуация в школах и вузах республики, предмет – процесс формирования новых технологий обучения с учетом создания учебной литературы в Кыргызстане. В систему образования Кыргызской Республики вошли две большие концепции. Одна из них – обновление содержания предметных знаний, соответствующих требуемым компетенциям. Во второй концепции на главное место ставится индивидуализация предметного знания, которая направлена на удовлетворение интересов каждой личности. Эти концепции важны в рамках принятого в 2011 г. Закона Кыргызской Республики «Об эпосе "Манас"». Анализ ситуации в системе образования Кыргызстана определяет научную новизну статьи. Ранее содержание образования основывалось на уровне требований к молодому поколению и определялось Правительством Кыргызской Республики, где тематические планы обучения предоставлялись всем учебным заведениям в готовом виде и выполнялись согласно единым правилам для всей молодежи страны. Предметное обучение обязывает учителя и преподавателя изменять материалы для освоения, учитывая социальные и интеллектуальные интересы личности. В статье поставлены приоритетные задачи, которые создают необходимые условия для познания личности обучающихся. Для того чтобы достичь поставленной цели, в Кыргызской Республике выделены средства из государственного бюджета. Требуется рациональное использование кредитной технологии в обучении, которую только начинают вводить в процесс педагогической деятельности. Задачи, поставленные перед образовательными учреждениями, обязывают разработать такие технологии, чтобы выделенные на каждый предмет средства обеспечивали потребности обучаемых страны для получения качественного образования. Образовательное сообщество должно учесть ряд апробированных в России технологий обучения, к практическому применению которых относится создание новой учебной литературы. Среди них: технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; технология проблемного обучения; игровые технологии; технология мастерских; кейс-технология; технология интегрированного обучения при сохранении классно-урочной системы. Обновление учебной литературы в связи с введением ключевых требований к освоению необходимых знаний – область ответственности преподавателей. Раскрытие этих технологий в аспекте предметных знаний поможет учителям и преподавателям однозначно понимать проблемы, стоящие перед системой образования, которые появились из-за новых потребностей общества, и правильно их решать.
национальная система образования, кредитная технология, индивидуализация предметного обучения, личность, профессиональное образование
1. Илюшин Л. С., Азбель А. А. Эмоциональное монологическое высказывание (Storytelling) как ресурс подготовки школьников к сочинению // Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации (Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе): сб. мат-лов науч.-практ. конф. (Москва, 6-9 апреля 2015 г.) М.: РОПРЯЛ, 2015. С. 113-118.
2. Илюшин Л. С., Азбель А. А. Влияние позитивной образовательной среды школы на качество образовательной траектории студентов // XVII апрельская Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. (Москва, 19-22 апреля 2016 г.) Режим доступа: https://www.hse.ru/org/persons/61512286#sci (дата обращения: 04.04.2020).
3. Пугач В. Е. Система творческих заданий в учебном пособии нового типа // Развитие творческих способностей учителя и учащихся в процессе языкового и литературного образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. С. 141-148.
4. Проблемы школьного учебника. XX век. Итоги / сост., авт. вступ. ст. Д. Д. Зуев. М.: Просвещение, 2004. 384 с.
5. Беспалько В. П. Учебник. Теория создания и применения. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 192 с.
6. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. СПб.: Книжный дом, 2007. 407 с.
7. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
8. Петрищева Г. С. Школьный учебник как средство развития компетентностей. Бийск: БГПУ им. В. М. Шукшина, 2008. 116 с.
9. Журавлева О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2013. 388 с.
10. Мартемьянова Т. Ю. Логико-дидактический подход к конструированию школьного учебника: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 157 с.
11. Долинина Т. А., Алексеева М. А. Потенциал уроков литературы в духовно-нравственном развитии личности. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. 58 с.
12. Кочергина П. А., Илюшин Л. С. Дидактический потенциал мобильных приложений в формировании лексической компетенции подростков // На путях к новой школе. 2015. № 1. С. 72-76.
13. Машарова Т. В., Крестинина И. А., Салтыкова М. А. Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. 204 с.
14. Машарова Т. В., Зыкина И. В., Крестинина И. А., Салтыкова М. А., Смирнова С. А., Пивоваров А. А., Скурихина Ю. А., Малова Т. В., Щеклеина С. Н. Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта. Киров: Типография «Старая Вятка», 2015. 108 с.
15. Цыбулько И. П., Бузина Е. В., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Иванов С. Л. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. М.: ФИПИ, 2015. 30 с.
16. Современный урок литературы. «Читаем. Думаем. Спорим» / сост. Н. А. Тупицына, Т. К. Косолапова. Киров, 2016.
17. Галактионова Т. Г., Гринева М. И., Данилова Г. В., Илюшин Л. С., Казакова Е. И., Пугач В. Е. Школьный энциклопедический словарь «Русский язык». Опыт построения открытой педагогической системы. СПб.: Лик, 2015. 160 с.
18. Бродская К. М. Методология, теория, техника гуманитарного проектирования носителей содержания образования // Образование и общество. 2011. № 1. С. 17-21.
19. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики: материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
20. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230-259. DOI:https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-230-259
21. Писарева С. А. Исследование соответствия школьных учебников запросам современного общества // Современная учебная книга: мат-лы науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24-25 апреля 2006 г.) СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 4-18.
22. Пугач В. Е. О содержании школьного литературного образования // Педагогика. 2016. № 2. С. 40-47.
23. Давыдова О. В. Современный учебник для вузов: компетентностный подход // Вестник университета. 2013. № 15. С. 166-174.
24. Панов В. И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика. 2001. № 4. С. 30-44.
25. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В. М. Век живи - век учись. Непрерывное образование в России. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2019. 310 с.
26. Görlitz K., Tamm M. The returns to voucher-financed training on wages, employment, and job tasks // Economics of Education Review. 2016. Vol. 52. Р. 51-62. DOI:https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2016.01.004
27. Larrotta C. Immigrants to the United States and Adult Education Services // New Directions for Adult and Continuing Education. 2017. № 155. P. 61-69. DOI:https://doi.org/10.1002/ace.20241
28. Hardy W., Keister R., Lewandowski P. Educational upgrading, structural change, and the task composition of jobs in Europe // Economics of Transition. 2018. Vol. 26. № 2. Р. 201-231. DOI:https://doi.org/10.1111/ecot.12145
29. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г. М.: Российский совет по международным делам, 2017. 82 с.