ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сфера торговли и оказания услуг – одна из первых, где произошло внедрение онлайн-формата, что обусловило особое значение цифровой трансформации для этой сферы. Цель исследования – оценить готовность предприятий торговли и сферы услуг к цифровой трансформации на примере Кемеровской области. Оценка степени готовности сетевых компаний, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и оказания услуг к цифровой трансформации проводилась методом анкетирования. Были проанализированы несколько подходов к определению цифровой трансформации, а также описаны ее ключевые направления: клиентоцентричность, партнерство и коллаборации, использование больших данных, поиск и внедрение инноваций, управление ценностью с помощью диджитализации, развитие внутрикорпоративной и потребительской цифровой культуры. В результате определено, что цифровая трансформация не рассматривается большинством предприятий как стратегическое направление деятельности, а воспринимается как один из инструментов повышения эффективности деятельности. Этот феномен присутствует на уровне крупных сетевых компаний, однако есть примеры высокой степени цифровой трансформации компаний регионального масштаба. Наиболее высокие результаты в этой сфере демонстрируют предприятия, работающие на рынках по продаже товаров повседневного спроса. Рынок предприятий торговли и сферы услуг в целом информационно закрыт, прозрачность данных низкая. Большинство компаний применяет лишь отдельные элементы цифровых технологий. С другой стороны, именно в сфере торговли и оказания услуг присутствует высокая степень готовности потребителей, что наряду с развитием интернет-маркетинга и постоянным совершенствованием цифровых технологий и инструментов обуславливает перспективы дальнейшей цифровой трансформации как непрерывного процесса для повышения конкурентоспособности.

Ключевые слова:
цифровизация, конкурентоспособность, интернет-маркетинг, управление ценностью, цифровая культура, стратегические приоритеты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. (Москва, 9-12 апреля 2019 г.) / науч. ред. Л. М. Гохберг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 c.

2. Стрелкова И. А. Цифровая экономика: новые возможности и угрозы для развития мирового хозяйства // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. № 2. С. 18-26. DOI:https://doi.org/10.26794/1999-849X-2018-11-2-18-26

3. Кузин Д. В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе // Мир новой экономики. 2019. Т. 13. № 3. С. 89-99. DOI:https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-3-89-99

4. Галимова М. П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 27-37. DOI:https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-27-37

5. Ismail M. H., Khater M., Zaki M. Digital business transformation and strategy: what do we know so far? Cambridge Service Alliance, 2017. 35 p. DOI:https://doi.org/10.13140/RG.2.2.36492.62086

6. Семернина С. А., Сомина И. В. Цифровая трансформация бизнеса: зарубежный опыт // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Т. 9. № 2. С. 25-31.

7. Долганова О. И., Деева Е. А. Готовность компании к цифровым преобразованиям: проблемы и диагностика // Бизнес-информатика. 2019. Т. 13. № 2. С. 59-72. DOI:https://doi.org/10.17323/1998-0663.2019.2.59.72

8. Fayyaz S. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products // Better Statistics for Better Lives: Proc. 16 Conf. of IAOS. (Paris, September 19-21, 2018). Paris, 2018. Режим доступа: http://www.oecd.org/iaos2018/programme/IAOS-OECD2018_Fayyaz.pdf (дата обращения: 03.03.2020).

9. Тарасов И. В. Подходы к формированию стратегической программы цифровой трансформации предприятия // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10. № 2. С. 182-191. DOI:https://doi.org/10.17747/2618-947X-2019-2-182-191

10. Исмагилова Л. А., Галимова М. П., Гилева Т. А. Инструменты организации процессов создания конкурентоспособной продукции в цифровой экономике // Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева. 2018. Т. 74. № 3. С. 43 - 51.

11. Лаптева Е. В., Огородникова Е. П. Цифровая трансформация финансового сектора российской экономики // Развитие науки в эпоху цифровизации: проблемы, тенденции, прогнозы / под ред. М. В. Посновой. Петрозаводск: Новая наука, 2019. С. 215-227.

12. Бутковская Г. В., Сумарокова Е. В. Цифровые стратегии компаний: потенциал роста и причины провала // E-Management. 2019. Т. 2. № 3. С. 48-57. DOI:https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-3-48-57

13. Гилева Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1. C. 38-52. DOI:https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-38-52

14. Зверева А. О., Депутатова Е. Ю. Трансформация торговых услуг в цифровой экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2019. № 4. С. 156-163. DOI:https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-4-156-163

15. Батракова Л. Г. Развитие цифровой экономики в регионах России // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 51-64. DOI:https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10338

16. Соложенцев Е. Д. К вопросу цифрового управления государством и экономикой // Проблемы анализа риска. 2017. Т. 14. № 6. С. 30-43.

17. Петренко В. А. Цифровизация отношений с покупателем // Наука, образование и культура. 2017. № 9. C. 18-21.

18. Шуйский В. П. Международная торговля в условиях цифровизации мировой экономики // Российский внешне­экономический вестник. 2019. № 7. С. 7-20.

19. Крымов С. М., Кольган М. В. Методологические основы цифровой трансформации торгового предприятия // Проблемы современной экономики. 2019. № 1. С. 67-70.


Войти или Создать
* Забыли пароль?