Санкт-Петербург, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассмотрены вопросы анализа результативности воспитательно-образовательного процесса вуза с использованием статистических методов. Предмет исследования – факторы, влияющие на качество подготовки студентов вуза. Проанализированы количественные и качественные показатели на основе общих организационных и педагогических подходов с использованием методов корреляционного и дисперсионного анализа. В процессе анализа все указанные показатели были систематизированы и обобщены с целью выявления степени их влияния на результативность рассматриваемых факторов. Достоверность результатов проверялась с использованием критерия Пирсона. Методология исследования базируется на выявлении факторов, влияющих на достижение студентами результатов обучения. Фактор рассматривается как условие качества образования. Основываясь на принципах общего и профессионального образования личности, мы выявили две группы указанных факторов: относящиеся к результативности этапа общего образования (успеваемость, профиль обучения); относящиеся к результатам обучения в высшей школе (успеваемость, направление подготовки, курс обучения, преподаватели). Показано, что успеваемость студентов 1 курса не зависит от оценок, полученных на ЕГЭ, и качества аттестата. Такая зависимость начинает проявляться на 2 курсе. Это связано с окончанием процесса адаптации студентов. По результатам статистической обработки была построена математическая модель зависимости успеваемости от выявленных факторов, с помощью которой можно прогнозировать результаты успеваемости студентов, а также корректировать процесс обучения с целью повышения качества подготовки выпускников университета. Корректирование процесса обучения может заключаться в проведении дополнительных консультаций, в том числе с использованием новых информационных технологий, в изменении содержания программ курсов с учетом уровня подготовленности студентов (дифференциация содержания, заданий, индивидуализированные задания). Результаты исследования представляют интерес для организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза и их социально-психологической адаптации.
математическая обработка данных, учебный процесс, качество подготовки студентов, информационная система, мониторинг
1. Цгоева Н. А. Повышение качества подготовки студентов на основе современных образовательных моделей // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6. С. 422-426.
2. Бакулин Н. В. Проблема качества подготовки студентов и модель оценки их потенциальных возможностей // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2014. № 1. С. 90-93.
3. Погребников А. К., Шестаков В. Н., Якунин Ю. Ю. Персональная образовательная среда как инструмент повышения успеваемости студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6. С. 473-483. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.39
4. Григораш О. В. Технологии оценки эффективности учебной работы преподавателей и кафедр в технических вузах // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 389-397.
5. Садретдинов Р. А. Развитие личности студента для повышения качества профессиональной подготовки // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : сб. науч. тр. IХ Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 30 апреля 2020 г.) Челябинск, 2020. С. 235-239.
6. Прялухина А. В., Созинова М. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития личности студента в вузе // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1. С. 384-388. DOI:https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.50.146
7. Голубков С. А., Илюхина Н. А., Рубцова Т. П. Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 5. С. 16-20.
8. Рубцова Т. П. Подготовка преподавателей в системе повышения квалификации к выполнению инновационных функций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22. № 71. С. 42-47. DOI:https://doi.org/10.37313/2413-9645-2020-22-71-42-47
9. Викулина М. А. Общекультурные компетенции - основа подготовки современного специалиста // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2015. № 12. C. 120-124.
10. Турткараева Г. Б. Мониторинг как метод оценки и измерения качества образовательной деятельности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 2-2. С. 130-134.
11. Копытова Н. Е. Мониторинг в системе образования: основные понятия, проблемы, возможности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2003. № 3. С. 91-97.
12. Килесса Л. А., Петрунина М. Э. Концептуальная модель системы мониторинга качества успеваемости в рамках смешанного обучения по дисциплине «Информатика» // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2019. № 5. С. 94-99.
13. Бурмистрова Н. А., Иванова Е. В., Мещерякова Н. А., Симонова Н. Ю. Оценка качества предметной подготовки бакалавров и магистров в изменяющихся социально-экономических условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7. № 2. С. 16-24. DOI:https://doi.org/10.12737/article_5ca4a62525cdb2.22244817
14. Басев И. Н., Голунова Л. В. Мониторинг учебной деятельности студентов в LMS MOODLE (на примере дисциплины «Информатика») // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2019. № 2. С. 29-36.
15. Гусаков В. П., Вьялицин А. А., Шебелистова О. В. Математическая модель интегральной оценки качества образования // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». М., 2003. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/VI/VI-0-3169.html (дата обращения: 15.07.2020).
16. Машнев М. М., Дружинин Ю. А. О количественных критериях эффективности // Alma mater (Вестник высшей школы). 1975. № 6. С. 133-138.
17. Вершина А. И., Солдатов Б. Т. Моделирование процесса обучения // Радіоелектроніка, інформатика, управління. 2003. № 1. С. 65-72.
18. Антипенко А. И. Опыт применения «Системного метода оценки качества подготовки студентов» по дисциплинам «Менеджмент и организация производства» // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». М., 2003. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/VI/VI-0-2046.html (дата обращения: 15.07.2020).
19. Бичерова Е. Н., Фещенко Е. М. Динамика представлений о будущей профессии студентов института управления в процессе обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 5. С. 55-59.
20. Житомирский В. Г. Факторы, влияющие на успеваемость // Вестник высшей школы. 1972. № 9. С. 22-28.
21. Корнеева Я. В., Лесникова С. Л., Русакова Н. А., Шикер К. В. Анализ процесса адаптации и профессионального самоопределения студентов вуза c использованием информационной системы // Фундаментальная информатика, информационные технологии и системы управления: реалии и перспективы. FIITM-2014: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 25-27 ноября 2014 г.) Красноярск, 2014. С. 212-216.
22. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г., Пантелеев Е. Р., Тихонов А. И. Стратегия и тактика управления качеством образования. Иваново: ИГЭУ, 2003. 196 с.
23. Айнштейн В. Г. Анализ процесса обучения с помощью моделирования // Alma mater (Вестник высшей школы). 1975. № 10. С. 17-21.