Кемерово, Россия
УДК 10 Философия
Усилия, направленные на дискредитацию наиболее распространенной в России конфессии в лице православия и на ревизию отечественной матрицы исторической памяти, предстающие поверхностному взгляду как автономные процессы, на поверку оказываются согласованными действиями. Эта согласованность обусловлена пониманием, что историческое сознание и религиозная вера образуют в своем неразрывном единстве основу культурной традиции, а при определенных обстоятельствах – содержание гражданской религии. Последняя, независимо от конфессиональной принадлежности представителя общества, наделяет сакральными смыслами исторические символы. Тем самым она обеспечивает социальную солидарность и осознание необходимой направленности происходящих процессов. Гражданская религия, зародившись в советский период отечественной истории, сегодня заметно трансформируется. Если в начальный период своего существования она культивировала сакральные смыслы истории в их локальной (пространственной и временной) ограниченности, что характерно для неразвитых религий, то сейчас наблюдается их проекция на область трансцендентного. В частности это достигается путем установления связи исторических событий с идеей Бога и фиксации этой зависимости в нормах основного закона страны. Благодаря этому прежняя архаичность гражданской религии преодолевается, и она приобретает статус развитой религии, способной консолидировать общество обращенностью к Абсолюту. Изменения порождают критику, в которой они оцениваются как посягательство на принципы светского общества. Однако оппоненты игнорируют следующее: природа культуры имманентно религиозна, названная юридическая новация не отдает предпочтения какой-либо конкретной конфессии, наличие подобных норм права не мешает многим развитым государствам оставаться светскими. В связи с этим цель исследования – за разрозненными на первый взгляд усилиями по дискредитации русского православия и отечественной истории выявить общие тенденции и определить, какие меры противодействия им вырабатываются сегодня.
культура, традиция, символы, локализация священного, трансцендентное, Конституция, Бог
1. Гаврилов О. Ф., Гаврилов Е. О. Особенности религиозной коммуникации в современной России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-2. С. 198-202.
2. Гидденс Э. Последствия современности / пер. с англ. Г. К. Ольховикова, Д. А. Кибальчича. М.: Праксис, 2011. 343 с.
3. Якимова Е. Г. К вопросу об эволюции метафизики эсхатологии // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». 2011. № 8. С. 272-282.
4. Гавров С. Н. Каким быть учебнику истории // Нева. 2013. № 10. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/neva/2013/10/kakim-byt-uchebniku-istorii.html (дата обращения: 17.09.2020).
5. Бачинин В. А. Христианская мысль: социология, политология, культурология. СПб.: Новое и старое, 2004. Т. 1. 176 с.
6. Говорун К. (С. Н.) Православная гражданская религия // Русский журнал. 2015. № 6. Режим доступа: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Pravoslavnaya-grazhdanskaya-religiya (дата обращения: 17.09.2020).
7. Гофман А. Б. Социология и гражданская религия в современной России // Социология и современная Россия / под ред. А. Б. Гофмана. М.: НИУ ВШЭ, 2003. С. 84-107.
8. Задорожнюк И. Е. Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 150-155.
9. Батомункуев С. Д. Национальная идентичность и феномен гражданской религии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2018. № 5. С. 79-88. DOI:https://doi.org/10.22162/2619-0990-2018-39-5-79-88
10. Смирнов М. Ю. Гражданская религия как модель и как реальность // Классификация религий и типология религиозных организаций: сб. тр. науч.-практ. конф. (Москва, 20 марта 2008 г.) М., 2008. С. 119-124.
11. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 1998. 414 с.
12. Веселова С. Б., Егоров В. А. Гражданская религия в Америке. Роберт Н. Белла // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. № 3. С. 162-182.
13. Хаймурзина М. А. Гражданская религия: феномен США и перспективы КНР // Религиоведение. 2019. № 4. С. 55-64. DOI:https://doi.org/10.22250/2072-8662.2019.4.55-64
14. Узланер Д. А. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. Т. 30. № 1. С. 11-58.
15. Егоров В. А. Тема гражданской религии в современном российском религиоведении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 4. С. 185-193.
16. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 123-136.
17. Худяев А. С. Священное и аспекты его локализации // Религиоведение. 2019. № 3. С. 69-79. DOI:https://doi.org/10.22250/2072-8662.2019.3.69-79
18. Гаврилов О. Ф., Гаврилов Е. О. Культ карго в контексте критики Э. Эвансом-Притчардом классических религиоведческих подходов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 1-1. С. 169-174.
19. Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теол. аспекте / пер. с англ. О. Боровой, К. Гуровского; под общ. ред. О. Боровой. М.: Изд. фирма «Вост. лит.», 1995. 261 с.
20. Шафоростов А. И. Вера как условие самоидентификации. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. технического ун-та, 2007. 247 с.
21. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Весь Мир, 2002. 143 с.
22. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / пер. с фр. В. К. Ронина; общ. ред. С. В. Оболенской. М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992, 526 с.
23. Прихотько В. А. Самоидентификация личности православного христианина в контексте традиций и социокультурных трансформаций погребально-поминальной обрядности // Религиоведение. 2020. № 1. С. 83-93. DOI:https://doi.org/10.22250/2072-8662.2020.1.83-93