Новокузнецк, Россия
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Рассматриваются особенности мотивационной сферы старших подростков. Подчеркивается значение развития мотивационной сферы для успешной учебы и построения жизненных планов. Цель – изучение результативности комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня познавательной мотивации и осмысленности мотивов учебной деятельности старших подростков. Предмет исследования – развитие мотивационной сферы личности старшего подростка в процессе обучения. Описаны возрастно-психологические особенности, способствующие и препятствующие развитию познавательной мотивации. Представлен анализ закономерностей и факторов развития мотивационной сферы старших подростков. Рассмотрены виды мотивов, обуславливающие включенность в учебно-познавательную деятельность. Приведены результаты эмпирического исследования, которые описывают мотивационную сферу старших подростков как характеризующуюся неустойчивостью, тенденцией к мотивации избегания неудач, снижением интереса к учению, несформированностью сознательного внутреннего познавательного мотива к учебной деятельности вследствие смены ведущей деятельности школьников с учебной на коммуникативную. Представлены результаты коррекционно-развивающей работы, которая заключалась в применении комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня познавательной мотивации и осмысленности мотивов учебной деятельности. В формирующий эксперимент были включены педагогические приемы, способствующие вовлечению учащегося в деятельность, групповые занятия с элементами психологического тренинга, ориентированные на формирование позитивной самооценки, навыков эффективного общения, доброжелательного отношения друг к другу. Эффективность данной работы подтверждается эмпирическими и статистическими методами.
мотивационная сфера личности, мотивы познавательной деятельности, мотивы учебной деятельности, социальные мотивы, мотивация достижения, мотивация избегания неудач, смыслообразующие мотивы, интересы подростков
1. Зимняя И. А. Учебная мотивация // Педагогическая психология. М.: ЛОГОС, 2004. С. 130-156.
2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
3. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96 с.
4. Макарычева И. Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Концепт. 2012. № 2. С. 13-20.
5. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 787-792.
6. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / отв. ред. А. А. Бодалев. М.: Наука, 1988. 191 с.
7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1986. 206 с.
8. Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. Е. Ш. Чомахидзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 412 с.
9. Маленова А. Ю., Седымова К. С. Ситуация учебного неуспеха, факторы и особенности ее преодоления в подростковом возрасте // Вестник Омского университета: Серия «Психология». 2019. № 2. С. 32-41. DOI:https://doi.org/10.25513/2410-6364.2019.2.32-41
10. Турчин А. С., Марихин С. В. Особенности влияния тревожности на личностные качества подростков // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 2. С. 228-236.
11. Гайворонская И. Б., Пинчук О. А., Степанова Е. О. Взаимосвязь эмоций и мотивации старших школьников // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24-25 сентября 2019 г.) СПб., 2019. С. 77-80.
12. Циркунова Н. И. Мотивы учения подростков с разным уровнем успеваемости // Психологический Vademecum: Психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход / под ред. С. Л. Богомаза, В. А. Каратерзи, С. Ф. Пашковича. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2019. С. 272-277.
13. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.
14. Ручка О. Н. Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 2-2. С. 235-241. DOI:https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/2-235-241
15. Григорович Л. А., Качалина Е. Б. Учебная рефлексия как средство самопознания // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 20 апреля 2019 г.) М., 2019. С. 29-32.
16. Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л.: Б. и., 1973. 172 с.
17. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 287 с.
18. Флоровский С. Ю. Стиль межличностного отношения и социально-психологическая адаптированность современных подростков // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 36-51.
19. Погорельцева А. А. Появление чувства взрослости в подростковом возрасте // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сб. мат-лов VII Всерос. науч.-практ. конф. (Евпатория, 23 апреля 2020 г.) Симферополь, 2020. С. 301-305.
20. Дупленский С. В., Гибадуллина Ю. М. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе развития творческой активности обучающихся // Перспективы науки и образования. 2018. № 3. С. 49-53.
21. Мелешкова Н. А., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Психологические аспекты взаимодействия и сотрудничества педагогического работника и обучаемого // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 1. С. 415-419. DOI:https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p415-419
22. Русалов В. М., Велумян Н. А. О соотношении профессиональных предпочтений с учебными интересами в подростковом и раннем юношеском возрасте // Научное мнение. 2013. № 4. С. 210-214.
23. Медведев И. Ф. Категориальный анализ самообразования // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6. С. 96-99.
24. Абдукеримова З. К., Фадеева В. В. Развитие навыков межличностной коммуникации подростков // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2010. № 3. С. 109-112.
25. Люсова О. В., Тимашева Л. В. Возрастные аспекты самосознания человека в кризисные периоды взросления // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1518-1521.
26. Оспанова Ж. Е. Развитие мотивации подростков к познавательной деятельности // Молодежь в XXI веке: философия, право, педагогика и менеджмент: сб. науч. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 8 декабря 2014 г.) Екатеринбург, 2015. С. 129-131.
27. Лукьянова М. И. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. № 8. С. 77-89.
28. Андреева А. Д., Прихожан А. М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33-38.
29. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 488 с.
30. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.