ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению организационно-методических аспектов внеурочной деятельности как условий развития интеллектуальных способностей обучающихся младшего подросткового возраста. Проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы интеллектуальных способностей в психолого-педагогической литературе, описаны особенности развития интеллектуальных способностей младших подростков. Цель – изучить формы и методы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей развитие интеллектуальных способностей обучающихся младшего подросткового возраста. Предмет исследования – комплекс мероприятий общеинтеллектуального направления организации внеурочной деятельности. Определены формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей развитие и воспитание личности обучающихся. Обоснована эффективность использования средств организации внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных способностей младших подростков. Охарактеризованы особенности интеллектуального развития младших подростков, проявляющиеся в разбалансированности математических, гуманитарных и технических способностей, в частичном снижении уровня невербальных способностей. Экспериментально проверены позитивные трансформации параметров интеллектуальных способностей младших подростков в условиях специально организованного воздействия. Доказано, что повышение уровня развития интеллектуальных способностей обеспечивается позитивными трансформациями в показателях уровня отдельных видов способностей. По результатам формирующего воздействия увеличилось количество испытуемых со средним уровнем развития логического мышления, владения конкретными учебными навыками в области математики, речевого развития, сформированности умений сравнивать понятия.

Ключевые слова:
разбалансированность, невербальные параметры, вербальные параметры, комплекс мероприятий общеинтеллектуального направления, метапредметные результаты, развитие задатков, успешность умственной деятельности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Алимова Е. Р., Филимонова Е. А. Эволюция научных взглядов на общий интеллект и выявление уровня развития невербального интеллекта у лиц юношеского возраста // International Scientific Review. 2017. № 1. С. 112-115.

2. Трифонова А. В. Развитие понятийных способностей в старшем подростковом и юношеском возрастах // Акмеология. 2015. № 2. С. 144-148.

3. Дружинина С. В. Соотношение интеллектуальных способностей и креативности в структуре интеллекта // Акмеология. 2016. № 1. С. 89-93.

4. Терешонок Т. В. Интеллектуальные способности и репрезентация пространственно-предметной среды // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2007. № 1. С. 95-101.

5. Кузьменко Г. А. Критерии развития интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в условиях реализации компетентностного подхода // Наука и школа. 2012. № 1. С. 102-109.

6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер; Питер бук, 2001. 260 с.

7. Попова Е. В. Особенности мышления школьников 7-18 лет // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Естеств. и точ. науки. 2009. № 2. С. 13-20.

8. Коногорская С. А. Возрастные особенности развития пространственного мышления подростков и старших школьников: их взаимосвязь с учебной успеваемостью // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 59-65.

9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 448 с.

10. Петрова С. О., Щебланова Е. И. Соотношение вербальных и невербальных способностей у школьников с высокой общей одаренностью // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 3. С. 5-18.

11. Балакшина Ж. А., Фор М. В. Возрастная изменчивость интеллекта и креативности от подросткового периода до взрослости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. № 4. С. 75-80.

12. Крюкова Е. А. Математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности: дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2001. 198 с.

13. Балабанова Н. В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2002. 24 c.

14. Логинова Е. С. Особенности интеллектуального развития мальчиков и девочек 6-10 лет // Новые исследования. 2013. № 4. С. 52-66.

15. Лингевич О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. № 9-2. С. 80-82.

16. Салангина Н. Я. Классификация форм внеурочной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 231-235.

17. Пчелинцева Т. С. Организация внеурочной деятельности в школе в рамках обучения и сопровождения педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 4. С. 105-108. DOI:https://doi.org/10.24158/spp.2018.4.19

18. Гаврилова Н. Г., Хрисанова Е. Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 2. С. 115-122.

19. Байбородова Л. В., Широкова Е. В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 36-42.

20. Николаева Е. И. Ресурсы развития ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4. С. 78-83. DOI:https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-14014

21. Акимова М. К., Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению Группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 11 с.

22. Волокитина Т. В., Попова Е. В., Багрецова Т. В., Ермакова Н. В. Взаимосвязь структуры интеллекта и психофизиологических параметров принятия решения у детей среднего и старшего школьного возраста // Экология человека. 2016. № 4. C. 32-37. DOI:https://doi.org/10.33396/1728-0869-2016-4-32-37

23. Ревенко Е. М. Развитие интеллекта в процессе взросления // Образование и наука. 2014. № 6. C. 94-112.


Войти или Создать
* Забыли пароль?