Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена изучению организационно-методических аспектов внеурочной деятельности как условий развития интеллектуальных способностей обучающихся младшего подросткового возраста. Проанализированы теоретические подходы к изучению проблемы интеллектуальных способностей в психолого-педагогической литературе, описаны особенности развития интеллектуальных способностей младших подростков. Цель – изучить формы и методы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей развитие интеллектуальных способностей обучающихся младшего подросткового возраста. Предмет исследования – комплекс мероприятий общеинтеллектуального направления организации внеурочной деятельности. Определены формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей развитие и воспитание личности обучающихся. Обоснована эффективность использования средств организации внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных способностей младших подростков. Охарактеризованы особенности интеллектуального развития младших подростков, проявляющиеся в разбалансированности математических, гуманитарных и технических способностей, в частичном снижении уровня невербальных способностей. Экспериментально проверены позитивные трансформации параметров интеллектуальных способностей младших подростков в условиях специально организованного воздействия. Доказано, что повышение уровня развития интеллектуальных способностей обеспечивается позитивными трансформациями в показателях уровня отдельных видов способностей. По результатам формирующего воздействия увеличилось количество испытуемых со средним уровнем развития логического мышления, владения конкретными учебными навыками в области математики, речевого развития, сформированности умений сравнивать понятия.
разбалансированность, невербальные параметры, вербальные параметры, комплекс мероприятий общеинтеллектуального направления, метапредметные результаты, развитие задатков, успешность умственной деятельности
1. Алимова Е. Р., Филимонова Е. А. Эволюция научных взглядов на общий интеллект и выявление уровня развития невербального интеллекта у лиц юношеского возраста // International Scientific Review. 2017. № 1. С. 112-115.
2. Трифонова А. В. Развитие понятийных способностей в старшем подростковом и юношеском возрастах // Акмеология. 2015. № 2. С. 144-148.
3. Дружинина С. В. Соотношение интеллектуальных способностей и креативности в структуре интеллекта // Акмеология. 2016. № 1. С. 89-93.
4. Терешонок Т. В. Интеллектуальные способности и репрезентация пространственно-предметной среды // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2007. № 1. С. 95-101.
5. Кузьменко Г. А. Критерии развития интеллектуальных способностей спортсмена-подростка в условиях реализации компетентностного подхода // Наука и школа. 2012. № 1. С. 102-109.
6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер; Питер бук, 2001. 260 с.
7. Попова Е. В. Особенности мышления школьников 7-18 лет // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Естеств. и точ. науки. 2009. № 2. С. 13-20.
8. Коногорская С. А. Возрастные особенности развития пространственного мышления подростков и старших школьников: их взаимосвязь с учебной успеваемостью // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 59-65.
9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 448 с.
10. Петрова С. О., Щебланова Е. И. Соотношение вербальных и невербальных способностей у школьников с высокой общей одаренностью // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 3. С. 5-18.
11. Балакшина Ж. А., Фор М. В. Возрастная изменчивость интеллекта и креативности от подросткового периода до взрослости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. № 4. С. 75-80.
12. Крюкова Е. А. Математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности: дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2001. 198 с.
13. Балабанова Н. В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2002. 24 c.
14. Логинова Е. С. Особенности интеллектуального развития мальчиков и девочек 6-10 лет // Новые исследования. 2013. № 4. С. 52-66.
15. Лингевич О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. № 9-2. С. 80-82.
16. Салангина Н. Я. Классификация форм внеурочной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 231-235.
17. Пчелинцева Т. С. Организация внеурочной деятельности в школе в рамках обучения и сопровождения педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 4. С. 105-108. DOI:https://doi.org/10.24158/spp.2018.4.19
18. Гаврилова Н. Г., Хрисанова Е. Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 2. С. 115-122.
19. Байбородова Л. В., Широкова Е. В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 36-42.
20. Николаева Е. И. Ресурсы развития ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4. С. 78-83. DOI:https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-14014
21. Акимова М. К., Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению Группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 11 с.
22. Волокитина Т. В., Попова Е. В., Багрецова Т. В., Ермакова Н. В. Взаимосвязь структуры интеллекта и психофизиологических параметров принятия решения у детей среднего и старшего школьного возраста // Экология человека. 2016. № 4. C. 32-37. DOI:https://doi.org/10.33396/1728-0869-2016-4-32-37
23. Ревенко Е. М. Развитие интеллекта в процессе взросления // Образование и наука. 2014. № 6. C. 94-112.