Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена изучению и описанию концептуальных оснований пространственно-образовательной среды в дошкольных образовательных организациях, ее специфических особенностей, раскрытию процессуального аспекта создания нового продукта на основе алгоритма действий, доказательству взаимообусловленности ее смысловых составляющих. Методологическое основание исследования – системный подход, предоставляющий возможность научного познания с целью рассмотрения проблемы в аспекте комплекса взаимосвязанных элементов. Проанализированы научные взгляды в области педагогики и психологии, представляющие сущность определения пространственно-образовательной среды. Обоснован тезис о том, что понятия пространственная среда и образовательная среда не тождественны по смыслу. Рассмотрено положение о предназначении и взаимосвязи внутренней и внешней среды образовательных организаций для создания пространств, стимулирующих развитие ребенка. Уточнено понятие проектирование как существенное и многоплановое явление, позволяющее представить организацию процесса разработки нового объекта, что в рамках поставленной задачи дает возможность получить эффективное решение. Предложен подход к алгоритму действий с использованием базовых проектных характеристик. Описаны ключевые положения концептуализации, раскрывающие сущность, содержание и особенности исследуемого явления. Выделены параметры и разработано содержание рубрикаторов информационного поля, иллюстрирующего этапы проектирования во всех сущностных характеристиках (миссия, компоненты среды, функции, принципы, цели, средства, требования, направления деятельности, ресурсное обеспечение). Даны характеристики критериев результативности проектирования. Выделены и охарактеризованы организационно-педагогические условия изучаемого феномена как важного компонента концептуальных оснований проектирования. Сделан вывод о необходимости определения стратегического и тактического ориентиров в совершенствовании качества проживания дошкольного детства. Сформулирована суть концептуальных оснований проектирования как средств движения в направлении решения проблемы в системе теоретических и практических действий. В числе концептуальных оснований выделены организационно-педагогические условия, обеспечивающие качественный уровень жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
образовательная среда, пространственная среда, образовательное пространство, информационное поле, организационно-педагогические условия
1. Шендрик И. Г. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъекта. Екатеринбург: Изд во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 198 с.
2. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог: наука, технология, практика. 1998. № 1. С. 3-12.
3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 366 с.
4. Кисляков П. А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 4. C. 42-50. DOI:https://doi.org/10.33396/1728-0869-2017-4-42-50
5. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28. С. 246-250.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001. 352 с.
7. Балабанова Н. В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности. Краснодар: КубГУ, 2002. 102 с.
8. Брыкин Ю. В. Анализ понятия «Образовательная среда» в современных научных исследованиях // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 86-90.
9. Текеева А. Р. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Kant. 2018. № 2. С. 132-137.
10. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 23-28.
11. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 157 c.
12. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 128. С. 40-54.
13. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство. М.: МАКС Пресс, 2014. 98 с.
14. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. 74 c.
15. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер; Питер Пресс, 2013. 464 c.
16. Лексакова Н. В. Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 2. С. 221-225. DOI:https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-221-225
17. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24-32.
18. Сенько Ю. В. Гуманизация образовательной среды в университете // Педагогика. 2001. № 5. С. 51-57.
19. Жилкин С. Ф. Социолого-педагогические аспекты управления образовательным пространством промышленного города // Педагогика. 2003. № 3. С. 26-32.
20. Фомина Т. А. Поиск новых подходов к управлению развитием личности в муниципальной системе образования // Завуч. 2000. № 7. С. 17-25.
21. Цукер А. А. Образовательное пространство школы // Управление школой. 2004. № 27-28. С. 31-35.
22. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 108-124.
23. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2005. 284 с.
24. Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 1. С. 17-25.
25. Мищенко И. Н., Котляр Н. П. Проектирование образовательной среды как условие воспитания творческой личности // Человеческий капитал. 2019. № 10. С. 54-61.
26. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010. 208 с.
27. Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 279-282.
28. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
29. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.
30. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1128-1139.
31. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 95 с.