ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты опытно-экспериментального исследования развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – вербальное и невербальное мышление старших дошкольников на предшкольном этапе онтогенеза. Обосновываются возможности психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего познавательное развитие, в том числе мыслительных операций, диагностируемых с помощью традиционного набора методик психологической диагностики мышления. Рассмотрены теоретические подходы к изучению проблемы развития мышления в психолого-педагогической литературе, а также особенности формирования мышления дошкольников. Выявлено, что мыслительные операции старших дошкольников характеризуются определенным уровнем развития. Данные исследования показывают, что в наглядно-образных формах уровни развития мыслительных операций имеют более высокую степень выраженности, чем в словесно-логических формах. Определены возможности целенаправленного развития вербального и невербального компонентов мышления старших дошкольников. Рассмотрены формы и методы психолого-педагогического сопровождения развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Обоснована необходимость и востребованность трансформации традиционных образовательных практик в направлении развития познавательных способностей дошкольника. Доказано, что создание развивающей образовательной среды, специально организованная продуктивная деятельность, развивающие занятия, организованные в игровой форме, способствуют развитию познавательных интересов, любопытства, любознательности, развитию мышления и выступают своеобразным двигателем развития деятельности по инициативе самого ребенка. Полученные экспериментальные данные позволяют обосновать эффективность специально созданных программ психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей, способствующих развитию вербального и невербального компонентов мышления старших дошкольников в условиях образовательной организации.

Ключевые слова:
развтие личности, мыслительные операции, невербальное мышление, вербальное мышление, когнитивное развитие, познавательные процессы
Список литературы

1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

2. Берберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления. Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 1. С. 19-28.

3. Пиаже Ж. Природа интеллекта. Психология мышления: хрестоматия, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ; Астрель, 2008. С. 78-89.

4. Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе. Психология мышления: хрестоматия, под ред. Ю. Б. Гиппен­рейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликмана. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ; Астрель, 2008. С. 111-116.

5. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. М.: Логос, 2006. 108 с.

6. Глозман Ж. М. Нейропсихологический подход к развитию мышления в детском возрасте. Современное дошкольное образование. 2012. № 6. С. 62-71.

7. Богоявленская Д. Б. Развитие теории мышления в классической психологии. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Самара: Федоров, 2009. С. 41-93.

8. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб.: Волонтеры, 2009. 320 с.

9. Фалунина Е. В., Блинская Е. М. Теория и практика развития логико-математического мышления у старших дошкольников. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. № 2. С. 181-186.

10. Шинкарёва Н. А., Дробязгина Т. В. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 91-95.

11. Морозова И. С., Бугакова Е. О. Динамические аспекты развития мыслительной операции обобщения при переходе детей из начальной школы в среднее звено. Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 86-91.

12. Казначеев С. В., Ципцина М. Н. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте. Символ науки. 2019. №2. С. 66-75.

13. Коконцева Е. В. Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-razvitiya-naglyadno-obraznogo-myshleniya-sposobnosti-k-simvolicheskomu-oposredstvovaniyu-i-dialekticheskogo-myshleniya-u (дата обращения: 02.12.2021).

14. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология). Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 21-29.

15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996. 536 с.

16. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Просвещение, 2012. 352 c.

17. Казакова Е. И. Сопровождение развития - новая образовательная технология. Психолого-педагогическое и медико-­социальное сопровождение развития ребенка: мат-лы Российско-фламандской науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 14-16 марта 2001 г.) СПб., 2001. Ч. 1. С. 9-14.

18. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. М.: РАО, 2014. 455 с.

19. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М.: Дрофа, 2010. 397 с.

20. Яковлева Ж. М. Дошкольник и игра. Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. С. 166-171.

21. Ремнева Н. А. Обучающие игры как ведущий метод формирования основ логического мышления у старших дошкольников. NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 4. С. 42-53.

22. Чупров Л. Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей. М.-Черногорск: СМОПО, 2009. 62 с.

23. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники), сост. Е. В. Доценко. Волгоград: Учитель, 2008. 297 с.

24. Аверина И. С., Шабанова Е. И., Задорина Е. Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС-6-7). Обнинск: Принтер, 1994. 18 с.

25. Психолого-педагогическая диагностика, под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2008. 173 с.

26. Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1996. 17 с.

27. Афонькина Ю. А. Современный дошкольник: новый контекст психического развития. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. C. 299-302.

28. Шахманова А. Ш. Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми. Человек и Образование. 2012. № 1. С. 57-61.

29. Ганина С. А. Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность. Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1. С. 34-43.

30. Трифонова Е. В. Роль игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста. Детский сад от А до Я. 2013. № 3. С. 4-15.

31. Трифонова Е. В. Детская игра с позиций теории деятельности. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 21. С. 33-42.

32. Трифонова Е. В. Первые проявления предпосылок одаренности у старших дошкольников. Дети. Общество. Будущее: сб. науч. ст. по мат-лам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». М.: КноРус, 2020. Т. 2. С. 54-56. https://doi.org/10.37752/9785406029398-15

33. Чумичева Р. М. Сохранение Детства - стратегия ФГОС дошкольного образования. Гуманитарные науки (г. Ялта). 2015. № 4. С. 21-30.


Войти или Создать
* Забыли пароль?