Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Рассмотрена проблема оптимизации развития когнитивных процессов старших дошкольников. Предметом исследования выступает специфика организации игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игры, обеспечивающей позитивные динамические трансформации когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы теоретические подходы к игре как феномену культуры, обеспечивающему процесс социализации человека, обогащения опыта опосредованного проживания разнообразных сюжетов и тем окружающей действительности. Описаны интерпретации когнитивных процессов в дошкольном возрасте, определены особенности их развития с учетом индивидуально-психологических характеристик личности. Рассмотрены характеристики сюжетно-ролевой игры, определяемой в качестве ведущего вида детской активности в дошкольном возрасте. В процессе осуществления сюжетно-ролевой игры у участников обогащаются представления об окружающем мире, автоматизируются умения сопоставлять данные о предметах и способах их применения, накапливается опыт применения различных действий для решения возникающих затруднений. Экспериментально доказано, что проявления эмоционального отношения детей к собственной деятельности и к действиям партнеров сопровождают динамические трансформации когнитивных процессов, обеспечивая повышение продуктивности различных видов деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.
когнитивные процессы, эмоциональная регуляция, мышление, обобщение, классификация, воображение
1. Селиванов В. В. Предисловие. Психология когнитивных процессов. 2017. № 6. С. 7-8.
2. Денисов А., Булай П., Питлик Т., Черенкевич С. Когнитивные процессы и биологические нейронные сети. Наука и инновации. 2015. № 12. С. 29-32.
3. Прохоров А. О., Юсупов М. Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности студентов). Экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 2. С. 33-44.
4. Ахмадиева Л. Р. Роль когнитивных процессов в формировании коммуникативных умений. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 18. С. 16-29.
5. Окатова Т. Н. Особенности развития когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Преемственность в образовании. 2020. № 25. С. 263-267.
6. Фасхутдинова Ю. Ф. К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР. NB: Психология и психотехника. 2013. № 5. С. 24-45. https://doi.org/10.7256/2306-0425.2013.5.9135
7. Голицын В. Б., Щербакова Е. И. Познавательная активность дошкольников. Советская педагогика. 1991. № 3. С. 43-48.
8. Коротаева Е. В., Нефедова А. Н. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников. Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 176-180.
9. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
10. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2008. 384 с.
11. Иванова Е. В. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-1. C. 116-119.
12. Евдокишина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2. С. 205-207.
13. Смирнова Е. О., Гударёва О. В. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. Ч. 1. Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 63-73.
14. Шанц Е. А. Роль игровой деятельности в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 58-63.
15. Белоцерковец Н. И., Чупаха И. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1. С. 84-87.
16. Андреева Н. А. Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 94-99.
17. Кузнецова О. Н. Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 2. C. 32-36.
18. Голубков В. О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Проблемы современной науки и образования. 2016. № 12. С. 118-120.
19. Зотова И. В., Дурицкая В. С. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Достижения науки и образования. 2018. № 4. С. 49-52.
20. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника. Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 62-70.
21. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры. Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 68-69.
22. Бажанова Т. В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 26 с.
23. Артемьева Т. В. Методы изучения нарушений психического развития детей дошкольного возраста. Казань: Отечество, 2013. 142 с.
24. Психологический практикум «Мышление и речь», сост. А. А. Маленов, А. Ю. Маленова. Омск: ОмГУ, 2005. 108 с.
25. Гатанова Н. Е., Тунина Е. Г. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4 лет. СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. 117 с.