Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Введение. Непрерывное образование становится фактором развития человеческого потенциала как важнейшего элемента в структуре национального богатства. Инструментом управления человеческим потенциалом как на предприятии, так и на уровне отрасли, региона или страны является стратегирование системы непрерывного образования. Целью исследования является изучение концепции непрерывного образования в контексте влияния на развитие человеческого потенциала, а также стратегирование развития непрерывного образования в России. Объекты и методы исследования. Исследование базируется на теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта, при помощи которых сформулированы основные элементы стратегирования системы непрерывного образования. Использована совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и научной абстракции. Результаты и их обсуждение. Предложены концептуальные основы стратегирования развития непрерывного образования в России. В результате OTSW-анализ сделан вывод о том, что развитие непрерывного образования в России сопряжено с определенными трудностями, которые объясняются фрагментацией образовательного пространства и отсутствием последовательных системных мер в управлении системой непрерывного образования, нацеленном на результат. Выводы. Результативное стратегирование развития непрерывного образования требует соблюдения методологии, предусматривающей преодоление всех ее этапов.
стратегирование, непрерывное образование, система дополнительного профессионального образования, стратегическое управление
1. Астахова Е. В., Лобанов Н. А. Непрерывное образование в объективе времени. СПб. - Харьков: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2014. 236 с.
2. Балыхин Г. А., Сафаралиев Г. К., Бердашкевич А. П. Концепция непрерывного образования в Российской Федерации: цели, особенности правового регулирования и управления // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2011. Т. 66. № 4. С. 9-28.
3. Бирюкова Н. А. Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 346-354.
4. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
6. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. 351 с.
7. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В. М. Век живи - век учись: непрерывное образование в России. М.: Высшая школа экономики, 2019. 312 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1779-6
8. Кротенко Т. Ю. Риски, опасности, угрозы «непрерывного» электронного образования // Вестник университета. 2020. № 2. С. 58-62. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-2-58-62
9. Новикова И. В. Стратегирование развития трудовых ресурсов: основные элементы и этапы // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 1. С. 57-65. https://doi.org/10.21603/10.2782-2435-2021-1-1-57-65
10. Шацкая И. В. Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации (на основе методологии В. Л. Квинта) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 127-139. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139
11. Kaplan A. Lifelong learning: conclusions from a literature review // International Online Journal of Primary Education. 2016. Vol. 5. № 2. P. 43-50.
12. Lengrand P. An introduction to lifelong education. London: Croom Helm, 1975. 156 р.