ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одной из актуальных задач в рамках реализации Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» является формирование профессиональных компетенций у работников различных отраслей в области сквозных цифровых технологий. Компетенции цифровой экономики разрабатываются не только с учетом требований работодателей к соответствующему уровню профессионального образования выпускников, но и с учетом требований государства и рынка труда к компетенциям человека цифрового общества. В связи с этим в статье представлено определение нового понятия в профессиональной педагогике – сквозные цифровые компетенции; выделены их структурные компоненты: базовые, личностные, профессионально-ориентированные; аргументирована целесообразность их развития у студентов высшего образования в системе дополнительного профессионального образования. В целях формирования сквозных цифровых компетенций у студентов классического университета в процессе дополнительного профессионального образования разработана педагогическая модель, основанная на научных подходах к педагогическому моделированию. Педагогическая модель включает цель, задачи, педагогические принципы, внутренние и внешние факторы, содержательные компоненты, организационно-педагогические условия формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшей школы в процессе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова:
дополнительное профессиональное образование, высшее образование, сквозные цифровые компетенции, педагогическая модель, электронное обучение, смешанное обучение, индивидуальные образовательные траектории
Список литературы

1. Чудиновских М. В. Инновационные тренды высшего образования в цифровой экономике. Инновации в образовании. 2019. № 3. С. 50-61.

2. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе. Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.

3. Островский А. В., Кудина М. В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства. Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 229-244. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10041

4. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.

5. Попова О. И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики. Вопросы управления. 2018. № 5. С. 158-160.

6. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления, под ред. М. С. Шклярук, Н. С. Гаркуши. М.: РАНХиГС, 2020. 84 с.

7. Барабанова М. И. Подходы к формированию компетенций цифровой экономики: базовая модель компетенций. Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сб. тр. IV Национ. науч.-метод. конф. с Междунар. участием. (Санкт-Петербург, 30 января - 1 февраля 2020 г.) СПб.: СПбГЭУ, 2020. Ч. 1. С. 18-24.

8. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования. Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055-1072. https://doi.org/10.18334/et.7.11.111073

9. Равочкин Н. Н. Перспективы дополнительного профессионального образования в российских вузах. Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 4. С. 1410-1417. https://doi.org/10.15372/PEMW20170410

10. Кузьменко Н. И. Дополнительное профессиональное образование в вузе как основа формирования человеческого капитала. Территория науки. 2017. № 1. С. 38-41.

11. Данченок Л. А., Зайцева А. С., Комлева Н. В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Открытое образование. 2019. Т. 23. № 1. С. 34-45. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-1-34-45

12. Микрюков А. А., Мазуров М. Е., Щукина Н. А., Рыленков Д. А. Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в области сквозных цифровых технологий (нейротехнологии). Инновации и инвестиции. 2020. № 11. С. 120-125.

13. Панасюк В. П., Ачкасова О. Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики. Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 114-122. http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2105.12

14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.

15. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность. Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.

16. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности. Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.

17. Барахсанова Е. А., Данилова А. И. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4. С. 38-40.

18. Широколобова А. Г., Ларионова Ю. С. Изменение парадигмы образования при внедрении технологий E-learning в учебный процесс в высшей школе. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 3. С. 357-362. https://doi.org/10.30853/ped210020

19. Ачкасова О. Г., Широколобова А. Г., Губанова И. В. Индивидуальные образовательные траектории студентов в процессе обучения по смешанной модели в системе непрерывного образования вуза. Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы: Двадцать вторые Всерос. науч. чтения: тез. докл. и сообщений науч.-теор. конф. (Новочеркасск, 14-15 октября 2021 г.) Новочеркасск: Лик, 2021. С. 75-77.


Войти или Создать
* Забыли пароль?