Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Аргументирован тезис о моделировании пространственно-образовательной среды дошкольной образовательной организации с учетом выделения ценностных универсалий культурологического подхода. Цель – разработать содержание педагогической модели «Освоение дошкольниками культурных универсалий в условиях ПОС ДОО». Основными результатами стали систематизация научных подходов к выделению смысловых акцентов ключевых определений и разработка содержания разрабатываемой модели. Научная новизна: 1) сформулирована суть культурологического подхода как инструмента моделирования пространственно-образовательной среды, представляющего путь, направление организации деятельности, способа, механизма включения личности в освоение культурных, материальных и духовных ценностей, посредством погружения в культурное пространство, приспособление к предлагаемым материально-техническим, информационно-дидактическим, эстетическим ресурсам образовательной организации; 2) доказана идея разработки содержания компонентов модели в системном построении с учетом идеологической взаимосвязи смысла ценностей; 3) рассмотрены ценностные универсалии культурологического подхода. Предложены практические шаги рассмотрения культурологического подхода как механизма по организации культурного пространства образовательной организации, обеспечивающего освоение ценностей; как платформы формирования личности.
культурологический подход, ценностное ядро, культурные универсалии, моделирование, пространственная среда, образовательная среда
1. Беляев И. А. Концепция культуры Д. В. Пивоварова. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 10. С. 14-17.
2. Кислов А. Г. Компетенции vs культура. Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4. С. 74-78.
3. Пышминцева О. А. Социокультурный подход к образовательному потенциалу населения. Human Progress. 2017. Т. 3. № 5. Режим доступа: http://progress-human.com/images/2017/tom3_5/Pyshmintseva.pdf (дата обращения: 28.03.2022).
4. Галагузов А. Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности. Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 45-50.
5. Спирина А. А. Проблемы взаимовлияния культуры и личности: междисциплинарные связи. Аспирантский вестник Поволжья. 2019. № 3-4. С. 12-18. https://doi.org/10.17816/2072-2354.2019.19.2.12-18
6. Чумаколенко Н. А. Теория «диалога культур» М. М. Бахтина - В. С. Библера и развитие медиаобразования в художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников. Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 194-196.
7. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
8. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
9. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. 64 с.
10. Библер В. С. К философии культуры. Замыслы. М.: РГГУ, 2002. Режим доступа: https://www.bibler.ru/bik_k_filosofii.php (дата обращения: 25.03.2022).
11. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского. Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 108-124.
12. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.- Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
13. Коробкова Е. Н., Шейко Н. Г. Дидактические основы проектирования образовательной деятельности в рамках культурологического подхода. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. № 1. С. 70-86. https://doi.org/10.24411/2619-1504-2020-00011
14. Гайсина Г. И. Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2002. Т. 2. № 2. С. 12-21.
15. Гетьман В. В. Личностно-профессиональное становление педагога предметной области «Искусство»: гуманитарно-культурологический аспект. Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 40-53. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-40-53
16. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997. 78 с.
17. Хорошилова Н. В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 2-3. С. 14-17.
18. Чуркина Н. И. Культурологический подход: возможности и ограничения в педагогике. Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2019. № 2. С. 145-147.
19. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. 230 с.
20. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1. С. 11-20.
21. Лодатко Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск: СГПУ, 2010. 148 с.
22. Монахов В. М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований. Школьные технологии. 2001. № 5. С. 75-89.
23. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4-18.
24. Шмырева Н. А., Лопаткин Г. Ю. Концептуальные основания проектирования пространственно-образовательной среды в дошкольных образовательных организациях. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Т. 2021. Т. 5. № 1. С. 52-62. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-1-52-62