Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблемы этичности в рекламе возникли одновременно с появлением рекламной деятельности и, несмотря на многовековую историю рекламы, развитие и совершенствование ее регулирования по-прежнему остается острой проблемой во всем мире. В РФ эти проблемы проявляются сильнее из-за активного развития рекламной деятельности в постсоветсткий период. Цель – сопоставить оценки степени этичности спорных рекламных сообщений с точки зрения потребителей и с точки зрения экспертов, представляющих органы саморегулирования рекламной деятельности. Проанализирована динамика российского рынка рекламы и данные о нарушениях ФЗ «О рекламе», выявленных Федеральной антимонопольной службой; конкретизировано понятие неэтичной рекламы и ее признаки; охарактеризованы процессы и инструменты оценки спорной рекламы в РФ. Путем опроса потребителей проведена оценка степени этичности ряда спорных рекламных сообщений, широко распространяемых на территории РФ. Результаты потребительской оценки сопоставлены с оценкой экспертов Комитета по рассмотрению жалоб потребителей, обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «Ассоциация маркетинговой индустрии "Рекламный Совет"». Предложены перспективные направления саморегулирования этических аспектов рекламы: организация общественного контроля, просветительские и образовательные мероприятия, профессиональная экспертиза рекламы до начала ее распространения.

Ключевые слова:
реклама, этика рекламы, неэтичная реклама, саморегулирование рекламной деятельности, экспертиза рекламы
Список литературы

1. Шадрин В. Г., Коновалова О. В., Шемчук М. А. Использование бессознательного в маркетинговых коммуникациях потребителя с брендом. Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 11. С. 2289-2300. https://doi.org/10.18334/ce.13.11.41352

2. Аниськина Н. В. Ценностная картина мира потребителя современной рекламы. Медиаскоп. 2015. № 1. EDN: TNIBOT

3. Ковалева А. В. Экспертиза рекламного продукта как средство обеспечения социальной безопасности. Society and Security Insights. 2018. Т. 1. № 1. С. 65-72. https://doi.org/10.14258/ssi(2018)1-05

4. Кошетарова Л. Н. Проблемы этики в Российской рекламе. Никоновские чтения: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. культурологического форума в память о заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой (Чебоксары, 22 апреля 2016 г.) Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2016. Т. 1. Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения. С. 143-148. EDN: WIVVRZ

5. Кошетарова Л. Н. Рекламное воздействие в контексте современной морали. Культура и антикультура: проблемы философской антропологии. Мудрость и глупость. Добродетели и пороки: колл. мон. по мат-лам междунар. науч.-методолог. конф. «Селивановские чтения» (Тюмень, 27 июня 2019 г.) Тюмень: ТИУ, 2019. С. 161-169. EDN: UZQKLU

6. Вольнова А. К., Зайцева Е. А. Этический аспект влияния рекламы на детей и подростков. Мир коммуникаций: тенденции и перспективы. Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2019. С. 15-19. EDN: WAAXDF

7. Родионова Н. В., Карелина Т. А. Неэтичная реклама как угроза духовно-нравственной безопасности. Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2021. № 3. С. 122-140. EDN: MUTFFX

8. Ивлева М. И. Этика и рынок: этический аспект рекламы. Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 186-197. EDN: MPXDBP

9. Ипатьева И. А. Социально-этическая основа рекламного манипулирования общественным мнением. Живая психология. 2017. Т. 4. № 1. С. 43-48. https://doi.org/10.18334/lp.4.1.37892

10. Холодилов А. А. Реклама в России и ее соответствие нормам этики. Научно-практические исследования. 2018. № 4. С. 148-149. EDN: YATUZF

11. Татаринов К. А., Музыка С. М. Психологическое манипулирование в рекламе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 179-182. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0903-0040

12. Руткевич С. А. Этика, психологическая культура рекламы: образцы для неподражания. Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы: cб. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Пинск, 26-27 апреля 2012 г.) Пинск: ПолесГУ, 2012. С. 248-250. EDN: CNSNTF

13. Уэллс У., Мориарти С., Бернетт Дж. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер, 2008. 738 с. EDN: SDRHCH

14. Акопьянц А. С. Этическая культура рекламы. Идеи и идеалы. 2012. Т. 1. № 1. С. 122-130. EDN: OWYFXV

15. Чаплыгина А. Ю., Чаплыгин А. С. Неэтичная реклама как вид ненадлежащей рекламы. Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: Мат-лы XV Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 24 сентября 2018 г.) Ростов н/Д: Южный университет (ИУБиП), 2018. С. 20-25. EDN: YODDYT

16. Московчук Л. С. Этические проблемы рекламных коммуникаций. Парадигма: философско-культурологический альманах. 2021. № 35. С. 144-154. EDN: UGYQEC

17. Московчук Л. С. Перспективы этики в цифровой цивилизации. Информация-Коммуникация-Общество. 2019. Т. 1. С. 214-218. EDN: YVODSX

18. Дорский А. Ю. Этические проблемы рекламы в практике АМИ «Рекламный совет». Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сб. мат-лов 60 Междунар. науч. форума. (Санкт-Петербург, 30 июня - 2 июля 2021 г.) СПб.: Медиапапир, 2021. С. 148-150. EDN: FFASIC

19. Бостанджян Э. К., Пальчик С. С. Этика профессиональной деятельности: реклама и связи с общественностью. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2019. 104 с. EDN: UKMVDY

20. Григорьев Д. А. Законы рекламы. Право для маркетинга. Правовые основы рекламы в России и СНГ. М.: Инфо­тропик, 2017. 284 с.

21. Захаров А. В., Шишкин С. И. Организационно-правовые проблемы деятельности органов ФАС по оценке этичности рекламы. Правотворчество, правоприменение и правосознание: состояние и перспективы развития: сб. докл. VII Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 28-29 мая 2021 г.) Хабаровск: ДвГУПС, 2021. С. 118-122. EDN: IQRPXJ

22. Грицюта Н. Н. Формирование этики рекламы: национальный и международный опыт. Universum: общественные науки. 2015. № 5. С. 2-11. EDN: TTTWTB

23. Грицюта Н. Н. Профессиональная этика PR-деятельности: сущность понятия, принципы. European Research. 2015. № 3. С. 67-71. EDN: TTCCXJ

24. Костромина Е. А. Нарушение этических норм в рекламном дискурсе. Центральный научный вестник. 2019. Т. 4. № 6. С. 39-41. EDN: ZAKFZB

25. Дмитриева Н. В. Неэтичная реклама как инструмент недобросовестной конкуренции: вопросы экспертной оценки. Конкуренция и монополия: cб. мат-лов IV Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистров, аспирантов, науч.-пед. работников и специалистов в области антимонопольного регулирования. (Кемерово, 20-21 октября 2021 г.) Кемерово: КузГТУ имени Т. Ф. Горбачева, 2021. С. 51-54. EDN: YCLXTW


Войти или Создать
* Забыли пароль?