сотрудник
Кемерово, Кемеровская область, Россия
В работе перевод неформализованных знаний в формализованные интерпретирован как цель-средство управления знаниями с опорой на концепцию неявных знаний М. Полани и концепцию менеджмента, равнозначного принятию управленческого решения, Г. Саймона. Предмет – неявное знание, принадлежащее работнику-субъекту экономических отношений в процессе создания и использования знаний в производстве. Цель – выявить причину перевода неформализованных знаний работников в формализованные знания фирмы. Научная новизна заключается в том, что предпринята попытка осмыслить перевод неформализованных знаний работников в формализованные знания фирмы с позиций экономической теории как цель и средство в управлении знаниями, применив к теории и практике менеджмента знаний идеи Г. Саймона и теорию личностного знания М. Полани. Для организации производства на основе знаний необязательно формализовать все знание, в том числе неявное. Перевод неформализованных знаний работников в формализованные знания организации – одна из функциональных целей собственника фирмы, достижение которой необходимо для стабильного получения прибыли без непосредственного участия работников, и самоцель менеджеров по управлению знаниями. Исследование может служить основой научного поиска в области неявного знания и теоретической базой разработки практических мер для обеспечения эффективной деятельности фирмы.
фирма, знание работников, организационное знание, менеджмент знаний, цели и средства, самоцель
1. Chopra M., Saini N., Kumar S., Varma A., Mangla S. K., Lim W. M. Past, present, and future of knowledge management for business sustainability. Journal of Cleaner Production, 2021, 328. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.129592
2. Koç T., Kurt K., Akbıyık A. A brief summary of knowledge management domain: 10-year history of the Journal of Knowledge Management. Procedia Computer Science, 2019, 158: 891-898. https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.09.128
3. Martins V. W. B., Rampasso I. S., Anholon R., Quelhas O. L. G., Filho W. L. Knowledge management in the context of sustainability: literature review and opportunities for future research. Journal of Cleaner Production, 2019, 229: 489-500. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.04.354
4. Gonçalves T., Curado C., Oliveira M. Clarifying knowledge withholding: a systematic literature review and future research agenda. Journal of Business Research, 2023, 157. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2022.113600
5. Chen Y., Luo H., Chen J., Guo Y. Building data-driven dynamic capabilities to arrest knowledge hiding: a knowledge management perspective. Journal of Business Research, 2022, 139: 1138-1154. https://doi.org/10.1016/j.jbusres. 2021.10.050
6. Ferreira J. J., Fernandes C. I., Guo Y., Rammal H. G. Knowledge worker mobility and knowledge management in MNEs: a bibliometric analysis and research agenda. Journal of Business Research, 2022, 142: 464-475. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.12.056
7. Zhang-Zhang Y., Rohlfer S., Varma A. Strategic people management in contemporary highly dynamic VUCA contexts: a knowledge worker perspective. Journal of Business Research, 2022, 144: 587-598. https://doi.org/10.1016/j.jbusres. 2021.12.069
8. Caputo F., Magni D., Papa A., Corsi C. Knowledge hiding in socioeconomic settings: matching organizational and environmental antecedents. Journal of Business Research, 2021, 135: 19-27. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.06.012
9. Li J., Liu M., Liu X. Why do employees resist knowledge management systems? An empirical study from the status quo bias and inertia perspectives. Computers in Human Behavior, 2016, 65: 189-200. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.08.028
10. Дьюи Дж. Цели и средства. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения´1991. М.: Республика, 1992. С. 245-250.
11. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 702 с.
12. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: Ленанд, 2017. 848 с.
13. Nickerson J. A., Zenger T. R. A knowledge-based theory of the firm - the problem-solving perspective. Organization Science, 2004, 15(6): 617-634. https://doi.org/10.1287/orsc.1040.0093
14. Салихов Б. В., Салихова И. С. Управление неявными знаниями в организации. М.: МУИВ, 2015. 200 с. EDN: YQURZR
15. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995. 335 с.
16. Нонака И. Компания - создатель знания. Управление знаниями. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 27-49.
17. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.
18. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
19. Polanyi M. The study of man. Chicago: The University of Chicago Press, 1959, 102.
20. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
21. Дульнев Г. Н., Колмаков С. Н. К вопросу о существовании шестого чувства. Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2007. № 35. С. 29-34. EDN: JUJKKL
22. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. 256 с.
23. Wiig К. M. Knowledge management foundations: thinking about thinking: how people and organizations create, represent, and use knowledge. Arlington: Schema Press, 1993, 471.
24. Уринцов А. И., Белякова Е. А. Классификация знаний в системе управления бизнесом. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 1-1. С. 226-234. EDN: MVEBDN
25. Мильнер Б. З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. М.: ИНФРА-М, 2003. 177 с.
26. Жернов Е. Е. Антропосоциальность обмена профессиональными знаниями в фирме. Идеи и идеалы. 2017. Т. 2. № 1. С. 102-113. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2017-1.2-102-113
27. Жернов Е. Е., Нехода Е. В. Технологии социализации экономики знаний в ресурсодобывающем регионе. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 188-198. https://doi.org/10.17223/15617793/399/32