Кемеровский государственный университет (кафедра акмеологии и психологии развития, доцент)
с 01.01.2003 по 01.01.2023
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития высших психических функций (памяти и внимания) у детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. В исследовании приняли участие 156 испытуемых: 100 воспитанников социально-реабилитационного центра и 56 детей из общеобразовательных школ в возрасте 7–9 лет (M = 8,33; SD = 11,47). Диагностический инструментарий включал в себя методики «Кольца Ландольта» (Э. Ландольт), «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов), «10 слов» (А. Р. Лурия), «Память на образы» (С. А. Римская), «Воспроизведение рассказа» (A. Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина), «Диагностика опосредованной памяти» (Р. С. Немов). Средние значения показателей уровня развития концентрации, переключаемости, распределения, устойчивости и объема внимания, а также видов памяти детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, ниже, чем у обучающихся средних общеобразовательных школ, у которых средние значения показателей свойств внимания располагаются в пределах нормы. Реализация специально разработанной программы развития высших психических функций у воспитанников социально-реабилитационного центра позволила отследить положительную динамику в развитии параметров памяти и внимания детей. Воспитанники социально-реабилитационного центра находятся в группе риска по развитию познавательных функций в младшем школьном возрасте. Однако целенаправленная работа в этом направлении способствует оптимизации развития высших психических функций – внимания и памяти.
когнитивные функции, память, внимание, младший школьный возраст, трудная жизненная ситуация, социально-реабилитационный центр
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392 с.
4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. С. 220-228.
5. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. 80 с.
6. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Кравцова Е. М., Москвитина О. А., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003. 208 с. https://elibrary.ru/wqjvid
7. Возрастные и индивидуальные различия памяти, под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. 300 с.
8. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М.: Акад. Проект, 2005. 208 с. https://elibrary.ru/vrsgnj
9. Oberauer K., Lewandowsky S., Awh E., Brown G. D. A., Conway A., Cowan N., Donkin C., Farrell S., Hitch G. J., Hurlstone M. J., Ma W. J., Morey C. C., Nee D. E., Schweppe J., Vergauwe E., Ward G. Benchmarks for models of short-term and working memory. Psychological Bulletin, 2018, 144(9): 885-958. https://doi.org/10.1037/bul0000153
10. Bartsch L. M., Shepherdson P. Freeing capacity in working memory (WM) through the use of long-term memory (LTM) representations. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2022, 48(4): 465-482. https://doi.org/10.1037/xlm0001024
11. Bartsch L. M., Oberauer K. The contribution of episodic long-term memory to working memory for bindings. Cognition, 2023, 231. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2022.105330
12. Chuderski A. Even a single trivial binding of information is critical for fluid intelligence. Intelligence, 2019, 77. https://doi.org/10.1016/j.intell.2019.101396
13. Cowan N. Item-position binding capacity limits and word limits in working memory: a reanalysis of Oberauer (2019). Journal of Cognition, 2022, 5(1). https://doi.org/10.5334/JOC.193
14. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов. Общая психология. Тексты. Т. 1: Введение. М.: Психология; Генезис, 2001. С. 554-559.
15. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 256 с. https://elibrary.ru/qtxxcb
16. Верхотурцева Е. Е. Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общеобразовательному учреждению. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-2. С. 90-97. https://elibrary.ru/xbelpp
17. Быков А. В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. 2-е изд. М: Юрайт, 2023. 121 с.
18. Разумовская Т. Ю. К проблеме школьной дезадаптации детей с нарушением психического развития органического генеза. Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Т. 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22716 (accessed 5 Feb 2023).
19. Медюшко В. А. Сравнительный нейропсихологический анализ высших психических функций младших школьников, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4-2. С. 92-97. https://elibrary.ru/rswmmd
20. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424 с.
21. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей. In: Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуткина Н. И., Козлова В. Т., Круглов Б. С., Прихожан А. М., Снегирева Т. В., Толстых Н. Н., Юферева Т. И. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. С. 274-302. https://elibrary.ru/xijjwn
22. Родионова А. С. Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста. Концепт. 2015. Т. 10. С. 106-110. https://elibrary.ru/tsjqar
23. Barsagayeva S. V., Korbmakher T. V., Grotskaya N. N., Urvantseva A. K. Learning methods of memorization poems for primary school children. Economic and social trends for sustainability of modern society: Proc. ICEST-II 2021, Krasnoyarsk, 19-21 May 2021. European Publisher, 2021, vol. 116, 1381-1387. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.155
24. Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Особенности детей, оставшихся без попечения родителей. In: Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска. Казань: Бриг, 2015. С. 92-103.
25. Луговская Т. В. Развитие ресурсов личности подростков в процессе психопрофилактики отклоняющегося поведения в условиях детского дома. Вестник Якутского государственного университета. 2009. Т. 6. № 4. С. 84-90. https://www.elibrary.ru/laladt
26. Авдеева С. Н., Криванчикова А. А., Чистякова С. В. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в домах ребенка. Современная психология: III Междунар. науч. конф. (Казань, 20-23 октября 2014 г.) Казань: Бук, 2014. С. 21-24. https://www.elibrary.ru/sxbtcb
27. Стукалова О. В., Михайлина Е. В., Береговая Е. Б. Эффект занятий искусством в социальных учреждениях: социализация воспитанников и профилактика профессионального выгорания педагогов. Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 235-241. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.145.2.032
28. Аксенова О. А., Борисенко Ю. В. Развитие внимания детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра. Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/25004 (accessed 5 Feb 2023). https://elibrary.ru/uqktps