Пушкин, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Гатчина, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Экономические субъекты, в том числе занимающиеся пищевыми производствами, взаимодействуют с большим количеством контрагентов, степень добросовестности которых влияет на финансовое положение организации и ее успешную деятельность. В связи с этим необходимо проведение проверок возможных деловых партнеров перед началом сотрудничества с ними. Особую роль в осуществлении таких проверок играет договорной дью дилидженс – услуга, оказываемая консалтинговыми и аудиторскими фирмами. При выполнении услуги договорной дью дилидженс используются инструменты, позволяющие оперативно собрать информацию о предприятии и провести ее анализ. Среди них выделяют специализированные базы данных и онлайн-сервисы. Цель исследования – рассмотреть основные направления проведения договорного дью дилидженс с использованием функциональных возможностей указанных инструментов. Рассмотрели основные этапы договорного дью дилидженс в условиях применения специальных цифровых инструментов. Особое внимание уделяется функциональным возможностям баз данных и онлайн-сервисов. В качестве основных методов исследования использовали сравнение, обобщение и синтез. В ходе исследования рассмотрели процесс сбора информации о контрагенте по трем направлениям: правоспособность, финансовое положение и деловая репутация. Уделили внимание этапу обобщения и анализа полученной информации по указанным направлениям и подготовке досье контрагента. Рассмотрели роль цифровых технологий на каждом этапе. Дали сравнительную характеристику функциональных возможностей цифровых инструментов. Определили ограничения, которые присущи базам данных и онлайн-сервисам при сборе информации о предприятии. Сравнительная характеристика функциональных возможностей цифровых инструментов для целей договорного дью дилидженс свидетельствует об их потенциале для формирования комплексного представления о контрагенте. При использовании баз данных и онлайн-сервисов для сбора информации о предприятии экспертам следует учитывать их недостатки и обозначать на стадии планирования необходимый круг вопросов.
Договорной дью дилидженс, контрагент, базы данных, онлайн-сервисы, благонадежность, правоспособность, финансовое состояние, деловая репутация
1. Фоменко А. В., Тюнин Е. Б. Разработка концепции информационной системы оценки надежности контрагента // Финансовые рынки и банки. 2021. № 5. С. 54-57. https://elibrary.ru/CCGMOK
2. Ivashkevich VB. Economology in the digital economy system. International Accounting. 2018;21(4):378-387. (In Russ.). https://doi.org/10.24891/ia.21.4.378
3. Асеев Д. А. Актуальные вопросы применения системы проверки контрагентов дью дилидженс в хозяйствующем субъекте // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 5. https://elibrary.ru/VVVWRM
4. Кабанова Н. А., Целыковская А. В. Формирование due diligence контрагентов // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 5. https://elibrary.ru/ZGUFWM
5. Checking the counterparty before concluding the contract. Active check [Internet]. [cited 2023 Jan 27]. Available from: https://www.klerk.ru/buh/articles/444574
6. Карпинских А. Д., Карпова О. В. Методологические основы оценки надежности контрагентов с целью повышения эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия // Научно-практические исследования. 2021. Т. 37. № 2-2. С. 24-31. https://elibrary.ru/LWNNQM
7. Müller C. Challenges and risks in the due diligence process answered with an innovative approach. HighTech and Innovation Journal. 2021;2(1):51-66. https://doi.org/10.28991/HIJ-2021-02-01-06
8. Кириловский В. А. Практические советы по проверке контрагентов на предмет благонадежности перед заключением сделок // Юридический факт. 2022. № 169. С. 6-11. https://elibrary.ru/GXACWP
9. Серебряник И. А., Золотухина Д. М. Проверка контрагентов: дополнительные возможности для бизнеса // Дискуссия. 2016. Т. 74. № 11. С. 53-57. https://elibrary.ru/XWOAWD
10. Kharcheva IV, Makunina IV, Grushko ES. Organizational and methodological aspects of due diligence when choosing a counterparty. Bulletin Tver State University. Series: Economics and Management. 2022;59(3):43-53. (In Russ.). https://doi.org/10.26456/2219-1453/2022.3.043-053
11. Galkina MV, Kurtova AG, Snatkina SI, Vyzhitovich АM. Improvement of control procedures when analyzing the financial position of counterparties. Territory Development. 2018;13(3):20-27. (In Russ.). https://doi.org/10.32324/2412-8945-2018-3-20-27
12. Chernysheva OG. Tools for controlling contractors in the management system of an industrial organization. Economics. Profession. Business. 2022;(2):126-130. (In Russ.). https://doi.org/10.14258/epb202230
13. Bychkova SM, Karelskaia SN, Abdalova EB, Zhidkova EA. Social responsibility as the dominant driver of the evolution of reporting from financial to non-financial: theory and methodology. Foods and Raw Materials. 2021;9(1):135-145. https://doi.org/10.21603/2308-4057-2021-1-135-145
14. Shemchuk MA, Shadrin VG, Komarcheva OS, Konovalova OV. Digital marketing communications in the sports nutrition market. Food Processing: Techniques and Technology. 2022;52(1):178-188. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/2074-9414-2022-1-178-188
15. Чомаев М. М. Скоринг, как инструмент проверки благонадежности контрагента // Colloquium-Journal. 2019. Т. 34. № 10-2. С. 185-187. https://elibrary.ru/wbrgsm
16. Chitimira H, Munedzi S. Overview international best practices on customer due diligence and related anti-money laundering measures. Journal of Money Laundering Control. 2023;26(7):53-62. https://doi.org/10.1108/JMLC-07-2022-0102
17. Gaviyau W, Sibindi AB. Customer due diligence in the FinTech era: A bibliometric analysis. Risks. 2023;11(1). https://doi.org/10.3390/risks11010011
18. Matthews B. The need for customer due diligence to adapt to the digital era. Journal of Digital Banking. 2022;7(1):37-45.
19. Turuk M, Moric Milovanovic B. Digital due diligence: A complementary perspective to the traditional approach. International Journal of Contemporary Business and Entrepreneurship. 2020;1(2):54-66. https://doi.org/10.47954/ijcbe.1.2.4
20. Xu C, Liu C, Nie D, Gai L. How can a blockchain-based anti-money laundering system improve customer due diligence process. Journal of Forensic and Investigative Accounting. 2021;13(2):273-287.
21. Sing M. Business due diligence. Governance Directions. 2021;73(4):166-168.