Кемерово, Россия
Томск, Россия
Проблема специального исследования состояния уровня сформированности синтаксических конструкций у учеников основной школы с нарушениями речи недостаточно представлена в научных исследованиях. Следовательно, актуализируется разработка алгоритма логопедического обследования синтаксических компетенций на уровне предложений у учащихся 5–6 классов с резистентной к коррекционному воздействию формой общего недоразвития речи, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2). Аналитическое осмысление научных источников позволяет сделать предположение о том, что обследование синтаксических конструкций в устной и письменной речи подростков с тяжелыми нарушениями речи выявит их синтаксическую компетентность на уровне предложения. В статье предлагается описание содержательных характеристик синтаксических компетенций в составе синтаксической компетентности с целью определения критериев диагностики. Представлен ход констатирующего этапа эксперимента и дан краткий анализ полученных результатов. Определены проблемные компоненты синтаксической компетентности учащихся с резистентной к коррекционному воздействию формой общего недоразвития речи. Предполагается, что диагностика и интерпретация результатов обследования будут способствовать созданию системы коррекционно-логопедической работы по формированию синтаксической компетентности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
синтаксическая компетентность, грамматический строй, резистентность к коррекционному воздействию, тяжелые нарушения речи, образовательная программа, синтаксические конструкции
1. Титкова М. Ю. Классификация речевых ошибок школьников: вопрос и вариант решения. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 4. С. 134-139. https://elibrary.ru/sbauqv
2. Фур Е. П. Научные подходы к исследованию синтаксического компонента грамматической компетенции младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Концепт. 2016. № S8. С. 66-70. https://elibrary.ru/vwywnh
3. Алмазова А. А. Особенности обучения русскому языку школьников с нарушениями речи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 11. С. 308-313. https://elibrary.ru/kzzdrj
4. Бабина Г. В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология, отв. ред. Л. И. Белякова. М.: Прометей, 2005. С. 172-177.
5. Бабина Г. В. Общие проблемы исследования текстовой деятельности учащихся с нарушениями чтения. Чтение в цифровую эпоху: VIII Междунар. науч.-практ. конф. российской ассоциации дислексии. (Москва, 15 мая 2018 г.) М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 16-19. https://elibrary.ru/xmawzf
6. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. М.: АРКТИ, 2018. 96 с.
7. Основы теории и практики логопедии, ред. Р. Е. Левина. М.: Альянс, 2017. 368 с.
8. Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьева Т. А., Рябова Н. В., Бабина Е. Д. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты. Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 151-165. https://doi.org/10.15507/1991-9468.090.022.201801.151-165
9. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: МГУ, 1989. 213 с.
10. Алмазова А. А., Бабина Г. В., Любимова М. М., Соловьёва Т. А. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи. Специальное образование. 2017. № 4. С. 6-21. https://elibrary.ru/ynxhmc
11. Болдырева Д. Л., Гаврилова А. И., Максимова А. Н. Учебная деятельность младших школьников с ЗПР. Гуманитарные науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем: Междунар. науч.-практ. конф. (Севастополь, 25 мая 2018 г.) Иркутск: Научное партнерство «Апекс», 2018. С. 62-64. https://elibrary.ru/xspfvz
12. Грибова О. Е. Особенности становления процессов понимания текстов у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Академия социального управления, 2019. 204 с. https://elibrary.ru/iubdva
13. Гусева Т. С., Макарова А. В. Формирование диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности. Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект: Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апреля 2018 г.) Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2018. С. 132-135. https://elibrary.ru/oukmjj
14. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: ЯСК, 2018. 262 с. https://elibrary.ru/skaxpa
15. Елецкая О. В., Тараканова А. А. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития. М.: Форум, 2019. 160 с.
16. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Литур, 2003. 320 с.
17. Мисаренко Г. Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы. Логопед. 2004. № 1. С. 4-10.
18. Овсянникова С. А., Обнизова Т. Ю. Особенности формирования устной речи, навыков языкового анализа и синтеза у детей с различным типом течения дисграфии. Логопедия сегодня. 2007. № 3. С. 11-19.
19. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2004. 240 с.
20. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с. https://elibrary.ru/qtnkvp
21. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М.: Парадигма, 2012. 279 с. https://elibrary.ru/rbbgwh
22. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы). М.: МСГИ, 2004. 200 с.
23. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Айрис-пресс, 2007. 96 с. https://elibrary.ru/kvilfi
24. Христолюбова Т. А. Предупреждение и преодоление грамматических ошибок в устной и письменной речи учащихся. Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 2. С. 168-171. https://elibrary.ru/tdupyd
25. Щербак С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: проблемы и перспективы. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. 180 с. https://elibrary.ru/koegcl
26. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
27. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: АРКТИ, 1997. 158 с.
28. Яструбинская Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. Логопедия. 2014. № 2. С. 60-70.