Москва, Россия
Разработка стратегии развития объекта любого уровня (предприятие, отрасль, регион, страна) нуждается в дополнении экономико-математическими методами и моделями. В практике стратегирования широкое применение находят эконометрические модели различных типов, включая модели панельных данных, векторные авторегрессии, методы многомерного статистического анализа, структурные модели на базе методологии «затраты – выпуск» и агент-ориентированные модели. Этапы разработки стратегии и содержание категорий «прогноз» и «стратегия» рассматриваются согласно теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Изучение методов прогнозирования и моделирования социально-экономических объектов позволяет подобрать необходимый инструментарий для целей стратегирования. Количественные методы и инструментальные средства имеют свои особенности применения в зависимости от их употребления для целей прогнозирования или стратегирования. Процесс стратегирования разбит на три этапа: анализ объекта стратегирования, процесс стратегирования и оценка результатов внедрения стратегии. На каждом этапе решается свой круг задач и используются определенные экономико-математические методы. Мы рассмотрели и систематизировали практический опыт применения различных методов на каждом этапе, включая обзор литературы. Нет общепринятых классификаций и рекомендаций применения математических методов для определенного типа задач или конкретного этапа стратегирования. Практика применения экономико-математического инструментария в стратегировании только формируется. Одним из препятствий для корректного применения математического инструментария является низкое качество статистических данных и невозможность построения длинных динамических рядов показателей по единой методологии. Применение экономико-математических моделей в стратегировании требует знания теории, наличия практического опыта и интуиции.
стратегия, регион, стратегическая классификация, экономико-математические методы, кластерный анализ, панельные данные, математическое моделирование, «затраты – выпуск»
1. Айвазян С. А. Анализ качества и образа жизни населения (эконометрический подход). М.: Наука, 2012. 432 с.
2. Бахтизин А. Р. Вопросы прогнозирования в современных условиях // Экономическое возрождение России. 2023. Т. 76. № 2. С. 53-62. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2023-2(76)-53-62
3. Васильев Ю. С., Кефели И. Ф. В поисках стратегии созидания будущего // Управленческое консультирование. 2020. Т. 142. № 10. С. 162-165. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-162-165
4. Власюк Л. И. Исследование экономики Дальнего Востока России на основе таблиц «затраты-выпуск» // Пространственная экономика. 2006. № 2. С. 79-90. https://doi.org/10.14530/se.2006.2.079-090
5. Власюк Л. И. Цифровое неравенство российских регионов: стратегические возможности и угрозы // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 1. С. 59-68. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-1-59-68
6. Власюк Л. И., Редько В. В. Факторы роста экономики Дальнего Востока в 2000-2007 гг. // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 32-41. https://doi.org/10.14530/se.2010.4.032-041
7. Гаврилина Д. Н. Стратегическая регионализация инфраструктуры финансирования малых инновационных предприятий // Экономическое возрождение России. 2020. Т. 65. № 3. С. 110-121. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2020-3-65-110-121
8. Герелишин Р. И. Применение методологии стратегирования на региональном уровне: возможности и преимущества // Управленческое консультирование. 2023. Т. 172. № 4. С. 93-107. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-4-93-107
9. Демидова О. А. Пространственно-авторегрессионная модель для двух групп взаимосвязанных регионов (на примере восточной и западной части России) // Прикладная эконометрика. 2014. Т. 34. № 2. С. 19-35.
10. Демидова О. А., Каяшева Е. В., Демьяненко А. В. Государственные расходы на здравоохранение и экономический роста в России: региональный аспект // Пространственная экономика. 2021. Т. 17. № 1. С. 92-122. https://doi.org/10.14530/se.2021.1.097-122
11. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. 2-е изд. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
12. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2022. 164 с.
13. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес Атлас, 2012. 627 c.
14. Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Теория и практика взаимосвязи категорий «хорошая жизнь» и «качество жизни» // Экономика качества. 2013. № 4. С. 1-16.
15. Коломак Е. А. Пространственные экстерналии как ресурс экономического роста // Регион: экономика и социология. 2010. № 4. С. 73-87.
16. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р. Социальное моделирование - новый компьютерный прорыв (агент-ориентированные модели). М.: Экономика, 2013. 295 с.
17. Полынев А. О., Гришина И. В. Методические подходы к построению типологии регионов для разработки стратегии пространственного развития России // Региональная экономика. Юг России. 2019. Т. 7. № 1. С. 29-41.
18. Сасаев Н. И. Первичная оценка экономической эффективности стратегических направлений развития газовой отрасли России // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56. № 2. С. 52-65. https://doi.org/10.31857/S042473880009219-9
19. Хабриев Б. Р., Бахтизина Н. В., Бахтизин А. Р. Подход к интегральной оценке результативности стратегии развития нефтяной отрасли России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 1. С. 123-131. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-1-123-131
20. Чернявский А. В., Чепель А. А. Оценка межотраслевых мультипликаторов на национальном и региональном уровнях на основе таблиц «затраты-выпуск» // Вопросы экономики. 2021. № 4. С. 32-57. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-4-32-57
21. Чхотуа И. З., Власюк Л. И., Задорожная Г. В. Развитие промышленного туризма в регионах России: стратегический анализ // Экономическое возрождение России. 2021. Т. 70. № 4. С. 156-174. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-4-70-156-174
22. Шаклеина М. В., Мидов А. З. Стратегическая типологизация регионов по уровню финансовой самостоятельности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 3. С. 39-54. https://doi.org/10.15838/esc.2019.3.63.3
23. Шаклеина М. В., Шаклеин К. И. Построение концептуальной модели развития отрасли и оценка системообразующего эффекта // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 145-161. https://doi.org/10.15838/esc.2018.3.57.10
24. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974. 585 c.
25. Ivanauskiene N., Volungenaite J. Relations between service quality and customer loyalty: An empirical investigation of retail chain stores in emerging markets // American International Journal of Social Science. 2014. Vol. 3. № 2. P. 113-120.
26. Khakimov Z., Akramov T., Mahmudov T. Discriminant analysis of consumer attitudes towards fashion // Asian Journal of Technology and Management Research. 2022. Vol. 11. № 2. P. 109-112.
27. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2016. 519 p.
28. Okrepilov V. V. Economics of quality: The most important direction in the development of economic science // Studies on Russian Economic Development. 2022. Vol. 33. № 5. P. 519-528. https://doi.org/10.1134/s1075700722050124