Москва, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Музыка, являясь неотъемлемой частью человеческой культуры, обладает свойством воздействия на когнитивные процессы и эмоциональные состояния индивида. Работа посвящена анализу воздействия музыкальных композиций разных жанров на когнитивные процессы студентов. Цель – исследовать особенности функционирования когнитивных процессов студентов в ситуациях прослушивания композиций различных музыкальных жанров. Проведена серия экспериментов с использованием стандартизированных психологических тестов и инструментов для оценки когнитивных функций: тесты на определение концентрации внимания, тест на определение функциональных особенностей памяти, тест на оценку настроения, опросная методика. Объект – когнитивные процессы студентов. В эксперименте приняли участие 135 испытуемых в возрасте 18–27 лет. Участники были разделены на 9 независимых групп по 15 человек – по 3 группы на каждый жанр музыки. Студенты слушали музыкальные композиции трех жанров: классическая музыка, рок-музыка, электронная музыка. Когнитивные показатели участников анализировались до и после проведения экспериментальной стадии. Результаты исследования свидетельствуют о наличии особенностей функционирования когнитивных процессов студентов в ситуациях прослушивания композиций различных музыкальных жанров, что может иметь практическое применение в образовательном процессе и психотерапии. Были сделаны следующие выводы: прослушивание классической музыки приводит к активизации внимания, способствует усилению памяти и стабилизации настроения студентов; прослушивание рок-музыки и электронной музыки оказывает разнонаправленное воздействие на когнитивные процессы студентов. Данное исследование предоставляет новый взгляд на механизмы взаимодействия музыки и когнитивных процессов, обогащая существующую базу данных в области психологии, нейронаук и когнитивных наук.
когнитивные процессы, музыка, студенты, внимание, память, настроение
1. Levitin D. J., Tirovolas A. K. Current advances in the cognitive neuroscience of music. Annals of the New York Academy of Sciences, 2009, 1156(1): 211-231. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2009.04417.x
2. Thoma M. V., La Marca R., Brönnimann R., Finkel L., Ehlert U., Nater U. M. The effect of music on the human stress response. PLoS ONE, 2013, 8(8): 1-12. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0070156
3. Husain G., Thompson W. F., Schellenberg E. G. Effects of musical tempo and mode on arousal, mood, and spatial abilities. Music Perception, 2002, 20(2): 151-171. https://doi.org/10.1525/mp.2002.20.2.151
4. Bottiroli S., Rosi A., Russo R., Vecchi T., Cavallini E. The cognitive effects of listening to background music on older adults: processing speed improves with upbeat music, while memory seems to benefit from both upbeat and downbeat music. Frontiers in Aging Neuroscience, 2014, vol. 6. https://doi.org/10.3389/fnagi.2014.00284
5. Miendlarzewska E. A., Trost W. J. How musical training affects cognitive development: rhythm, reward and other modulating variables. Frontiers in neuroscience, 2014, vol. 7. https://doi.org/10.3389/fnins.2013.00279
6. Kučikienė D., Praninskienė R. The impact of music on the bioelectrical oscillations of the brain. Acta medica Lituanica, 2018, 25(2): 101-106. https://doi.org/10.6001/actamedica.v25i2.3763
7. Rickard N. S., Toukhsati S. R., Field S. E. The effect of music on cognitive performance: Insight from neurobiological and animal studies. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 2006, 4(4): 235-261. https://doi.org/10.1177/1534582305285869
8. Dolegui A. S. The Impact of Listening to Music on Cognitive Performance. Inquiries Journal, 2013, 5(09).
9. Jiang L., Zhang R., Tao L., Zhang Y., Zhou Y., Cai Q. Neural mechanisms of musical structure and tonality, and the effect of musicianship. Frontiers in Psychology, 2023, (14): 1-12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1092051
10. Bianco R., Novembre G., Keller P. E., Kim S. G., Scharf F., Friederici A.D., Villringer A., Sammler D. Neural networks for harmonic structure in music perception and action. Neuroimage, 2016, 142: 454-464. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.08.025
11. Goltz F., Sadakata M. Do you listen to music while studying? A portrait of how people use music to optimize their cognitive performance. Acta Psychologica, 2021, 220: 1-11. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2021.103417
12. Kučikienė D., Praninskienė R. The impact of music on the bioelectrical oscillations of the brain. Acta Med Litu, 2018, 25(2): 101-106. https://doi.org/10.6001/actamedica.v25i2.3763
13. Ruthenberg J. A. The effects of classical music on memory. Unisa Psychologia, 2003, 29(1): 76-80.
14. Дербуков Е. Г., Дворцова Е. В. Влияние прослушивания классической музыки на психоэмоциональное состояние студентов-психологов. Наука через призму времени. 2023. № 1. С. 80-83. https://www.elibrary.ru/bcuotp
15. May C. Does Music Boost Your Cognitive Performance? Scientific American, 2020, 31(3): 8.
16. Фетисова Е. Н. Экзистенциальная терапия рок-музыки (на примере «русского» рока). Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 5. С. 105-108. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2020.05.19
17. Wang S. The Effects of Music on Different Cognitive Performances. Journal of Education, Humanities and Social Sciences, 2023, 8: 717-723. https://doi.org/10.54097/ehss.v8i.4341
18. Bocado J., Tapanan Jr. M. L., Parcon R., Quijano J. L., Rodriquez M. J. The cognitive effects of electronic dance music to auditory learners. European Journal of Physical Education and Sport Science, 2022, 8(5): 81-90.
19. Gonzalez M. F., Aiello J. R. More than meets the ear: Investigating how music affects cognitive task performance. Journal of Experimental Psychology: Applied, 2019, 25(3): 431-444. https://doi.org/10.1037/xap0000202
20. Корсакова М. Мозг и музыка. Как чувства проявляют себя в музыке и почему ее понимание доступно всем. М.: АСТ, 2022. 304 с.
21. Brunetti R., Indraccolo A., Del Gatto C., Farina B., Imperatori C., Fontana E., Penso J., Ardito R. B., Adenzato M. eStroop: Implementation, Standardization, and Systematic Comparison of a New Voice-Key Version of the Traditional Stroop Task. Frontiers in Psychology, 2021, vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.663786
22. Лёзер Ф. Тренировка памяти. М.: Мир, 1979. 167 с.
23. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики Panas. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91-110. https://www.elibrary.ru/qyxapb
24. Золотарева А. А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга. Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 2. С. 52-57. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.2.52-57