СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Локальные рынки играют ключевую роль на пути развития отечественного производства и предпринимательства в регионе и укрепления экономики, а также выполняют системообразующие функции в экономическом пространстве: обмен и распределение товаров и услуг, реализация отношений собственности и развитие межрегиональных хозяйственных отношений. Это актуально в условиях санкционного давления. В исследовании провели анализ ряда социально-экономических показателей, которые определяют особенности функционирования локальных рынков в целом и строительной продукции в частности. В выборку исследования включили локальные рынки строительной продукции Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка и Тамбова. Период исследования 2017–2021 гг. Источником информации послужили данные Федеральной службы государственной статистики. В исследуемых городах Центрально-Черноземного макрорегиона за анализируемый период выявили прирост объемов производства строительной продукции и строительных работ на душу населения, что свидетельствует о динамичном развитии локальных рынков данной сферы. Локальный рынок строительной продукции в Белгородской, Воронежской, Липецкой и Курской областях является профильным. Выделили основные стратегические приоритеты локальных рынков: рост ассортимента и качества товаров локальных рынков, обеспеченности спроса и удовлетворенности общества и бизнеса от потребления продукции; преодоление инфраструктурных ограничений и повышение доступности и качества рыночной инфраструктуры разных секторов; сокращение уровня межтерриториальной дифференциации в развитии локальных рынков; ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие территорий на основе прогресса локальных рынков; достижение безопасности территорий за счет обеспеченности товарами локальных рынков. Данное исследование дополняет цикл работ в области теории и методологии стратегирования. Полученные результаты обладают практической ценностью и могут быть использованы для разработки стратегий городов и регионов, а также строительной отрасли промышленности.

Ключевые слова:
стратегирование, приоритет, локальный рынок, строительная продукция, регион, город, локалитет, Центральное Черноземье
Список литературы

1. Антохонова И. В., Полухина О. А., Сайбонова Л. Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 3–10. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-1-

2. Бодрунов С. Д. Стратегия перехода к новому мирохозяйственному укладу и ноообществу: индустриальный аспект // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 2. С. 135–140. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-2-135-140

3. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 9–15.

4. Данильченко В. А. Научные основы оценки регионального потребительского рынка // Вопросы современной экономики. 2013. Т. 1. № 1. С. 93–112.

5. Екимова К. В., Буравова С. В., Савельева И. П. Локальные рынки в структуре региональной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. Т. 258. № 41. С. 14–18.

6. Ерок А. Д. Теория локальных рынков и ее развитие в условиях цифровой экономики современных регионов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. Т. 70. № 4. С. 35–49. https://doi.org/10.17277/voprosy.2018.04.pp.035-049

7. Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. СПб.: Леонтьевский центр, 2004. 288 с.

8. Журавлев Д. М., Чаадаев В. К. Стратегические инструменты роста промышленного сектора экономики в условиях шестого большого цикла Кондратьева // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 253–262. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-253-262

9. Квинт В. Л. К истокам теории стратегии: 200-летие издания теоретической работы генерала Жомини. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2017. 51 с.

10. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. I. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.

11. Лаврикова Ю. Г. Стратегические приоритеты пространственного развития регионов в сетевой экономике // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. 2008. № 5. С. 37–49.

12. Лапаева М. Г., Гущина А. А. Основные свойства локальных рынков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 3. С. 31–34.

13. Лобова С. В., Евтушенко Н. В. Совершенствование функционирования локального рынка: воспроизводственный аспект. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. 174 с.

14. Минакир П. А. О стратегии роста российской экономики // Пространственная экономика. 2016. № 2. С. 158–167. https://doi.org/10.14530/se.2016.2.158-167

15. Новикова И. В. Стратегический лидер в цифровой экономике: роль, качества и характеристики // Социально-трудовые исследования. 2021. Т. 45. № 4. С. 150–160. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2021-45-4-150-160

16. Новоселов С. Н., Новоселова Н. Н. Институциональные императивы и финансово-информационный инструментарий развития отраслевых систем // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 229–233.

17. Сасаев Н. И. Анализ стратегического подхода к отраслевому развитию в России // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 348–362. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-348-362

18. Татаркин А., Козлова О. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. 2008. № 5. С. 88–100.

19. Филимоненко И. В. Методика оценки и выбора эффективных локальных рынков региона // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6. № 1. С. 128–135.

20. Хворостяная А. С. Стратегическая трансформация брендов легкой промышленности и индустрии моды // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 1. С. 86–96. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-1-86-96

21. Черкасов В. А. Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 11. С. 168–172.

22. Шацкая И. В. Стратегирование цифровой трансформации высшего образования // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 571–583. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-4-571-583

23. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York, London: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314

Войти или Создать
* Забыли пароль?