Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Социальные медиа как инструменты обмена информацией и идеями стали неотъемлемой частью повседневной деятельности многих преподавателей. Цель – изучить влияние социальных медиа на протекание когнитивных процессов и проявления эмоциональных состояний преподавателей вуза. Основное внимание уделено анализу изменений в концентрации внимания, объеме запоминаемой информации и эмоциональном состоянии преподавателей. Используя тестовые методики (тесты на концентрацию внимания Дж. Р. Струпа, на мигание внимания J. E. Raymond, K. L. Shapiro и K. M. Arnell, на объем оперативной памяти Д. Векслера, на оценку эмоционального состояния по методике PANAS в адаптации Е. Н. Осина) и метод эксперимента, получены данные, свидетельствующие о том, что длительное взаимодействие с социальными медиа оказывает влияние на уровень концентрации внимания преподавателей, на объем оперативной памяти и на эмоциональное состояние участников эксперимента. В результате отмечено, что преподаватели, использующие социальные медиа, демонстрировали снижение уровня концентрации внимания по сравнению со своим состоянием до осуществления экспериментального воздействия. Это проявлялось в увеличении времени реакции на стимульное воздействие и в снижении способности к длительной фокусировке внимания на выполняемых задачах. Преподаватели испытывали трудности с запоминанием информации: они лучше запоминали оперативную информацию, но испытывали трудности с ее воспроизведением в заданных параметрах. Также педагоги отмечали наличие признаков негативного влияния использования социальных медиа на эмоциональное состояние. В итоге результаты исследования могут быть использованы для расширения предметного поля в обозначенной области с целью нахождения путей оптимизации использования социальных медиа преподавателями для повышения их профессиональной эффективности.
когнитивные процессы, социальные медиа, преподаватели высшей школы, концентрация внимания, оперативная память, эмоциональное состояние
1. Lara R. S., Bokoch R. Cognitive functioning and social media: Has technology changed us? Acta Psychologica, 2021, 221. http://dx.doi.org/10.1016/j.actpsy.2021.103429
2. Stieger S., Wunderl S. Associations between social media use and cognitive abilities: Results from a large-scale study of adolescents. Computers in Human Behavior, 2022, 135. http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2022.107358
3. Beemt A., Thurlings M., Willems M. Towards an understanding of social media use in the classroom: A literature review. Technology, Pedagogy and Education, 2020, 29(1): 35–55. https://doi.org/10.1080/1475939X.2019.1695657
4. Kolhar M., Kazi R. N. A., Alameen A. Effect of social media use on learning, social interactions, and sleep duration among university students. Saudi Journal of Biological Sciences, 2021, 28(4): 2216–2222. https://doi.org/10.1016/j.sjbs.2021.01.010
5. Aguilar S. J., Rosenberg J. M., Greenhalgh S. P., Fütterer T., Lishinski A., Fischer C. A different experience in a different moment? Teachers’ social media use before and during the COVID-19 pandemic. AERA Open, 2021, 7. https://doi.org/10.1177/23328584211063898
6. Gulzar M. A., Ahmad M., Hassan M., Rasheed M. I. How social media use is related to student engagement and creativity: Investigating through the lens of intrinsic motivation. Behaviour & Information Technology, 2022, 41(11): 2283–2293. https://doi.org/10.1080/0144929X.2021.1917660
7. Brunetti R., Indraccolo A., Del Gatto C., Farina B., Imperatori C., Fontana E., Penso J., Ardito R. B., Adenzato M. eStroop: Implementation, standardization, and systematic comparison of a new voice-key version of the traditional stroop task. Frontiers in Psychology, 2021, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.663786
8. Armstrong I. T., Munoz D. P. Attentional blink in adults with attention-deficit hyperactivity disorder. Experimental Brain Research, 2003, 152(2): 243–250. http://dx.doi.org/10.1007/s00221-003-1535-0
9. Choi H. J., Lee D. Y., Seo E. H., Jo M. K., Sohn B. K., Choe Y. M., Byun M. S., Kim J. W., Kim S. G., Yoon J. C., Jhoo J. H., Kim K. W., Woo J. I. A normative study of the digit span in an educationally diverse elderly population. Psychiatry Investigation, 2014, 11(1): 39–43. https://doi.org/10.4306/pi.2014.11.1.39
10. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики Panas. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110. https://elibrary.ru/qyxapb
11. Khan M. I., Ahmed M., Din S., Amin A. The Impact of social media on teacher's performance: A case of higher educational institutions of Pakistan. European Online Journal of Natural and Social Sciences, 2017, 6(2): 206–221.
12. Verheijen L. The effects of text messaging and instant messaging on literacy. English Studies, 2013, 94(5): 582–602. https://doi.org/10.1080/0013838X.2013.795737
13. Ophir E., Nass C., Wagner A. D. Cognitive control in media multitaskers. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2009, 106(37): 15583–15587. https://doi.org/10.1073/pnas.0903620106
14. Barton B. A., Adams K. S., Browne B. L., Arrastia-Chisholm M. C. The effects of social media usage on attention, motivation, and academic performance. Active Learning in Higher Education, 2021, 22(1): 11–22. http://dx.doi.org/10.1177/1469787418782817
15. Panayiotou M., Black L., Carmichael-Murphy P., Qualter P., Humphrey N. Time spent on social media among the least influential factors in adolescent mental health: Preliminary results from a panel network analysis. National Mental Health, 2023, 1: 316–326. http://dx.doi.org/10.1038/s44220-023-00063-7
16. Firth J., Torous J., Stubbs B., Firth J. A., Steiner G. Z., Smith L., Alvarez-Jimenez M., Gleeson J., Vancampfort D., Armitage C. J., Sarris J. The "online brain": How the Internet may be changing our cognition. World Psychiatry, 2019, 18(2): 119–129. https://doi.org/10.1002/wps.20617
17. Siebers T., Beyens I., Pouwels J. L., Valkenburg P. M. Social media and distraction: An experience sampling study among adolescents. Media Psychology, 2022, 25(3): 343–366. https://doi.org/10.1080/15213269.2021.1959350
18. Dagher M., Farchakh Y., Barbar S., Haddad C. Association between problematic social media use and memory performance in a sample of Lebanese adults: The mediating effect of anxiety, depression, stress and insomnia. Head and Face Medicine, 2021, 17(1). http://dx.doi.org/10.1186/s13005-021-00260-8
19. Iseman M. The effect of social media Use on short term memory. South Carolina Junior Academy of Science, 2020, 243. URL: https://scholarexchange.furman.edu/scjas/2020/all/243 ( 10 Nov 2023)
20. Spence A., Beasley K., Gravenkemper H., Hoefler A., Ngo A., Ortiz D., Campisi J. Social media use while listening to new material negatively affects short-term memory in college students. Physioljgy and Behavior, 2020, 227. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2020.113172
21. Sharifian N., Zahodne L. B. Daily associations between social media use and memory failures: The mediating role of negative affect. The Journal of General Psychology, 2021, 148(1): 67–83. http://dx.doi.org/10.1080/00221309.2020.1743228
22. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: The influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents. International Journal of Adolescence and Youth, 2020, 25(1): 79–93. http://dx.doi.org/10.1080/02673843.2019.1590851
23. Karim F., Oyewande A. A., Abdalla L. F., Ehsanullah C. R., Khan S. Social media use and its connection to mental health: A systematic review. Cureus, 2020, 12(6). http://dx.doi.org/10.7759/cureus.8627
24. Baker E. The influences of social media: Depression, anxiety, and self-concept. Masters Theses, 2019, 4479.
25. Timokhovich A. N., Filenko S. S. Social media as a tool for youth involvement. Culture, personality, society in the conditions of digitalization: Methodology and experience of empirical research: Proc. XXIII Intern. Conf., Ekaterinburg, 19–21 Mar 2020. Dubai: Knowledge E, 2021, 192–196. https://doi.org/10.18502/kss.v5i2.8411
26. Shensa A., Sidani J. E., Dew M. A., Escobar-Viera C. G., Primack B. A. Social media use and depression and anxiety symptoms: A cluster analysis. American Journal of Health Behavior, 2018, 42(2): 116–128. https://doi.org/10.5993/AJHB.42.2.11
27. Филенко А. С. Анализ видов агрессии в интернете. Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер – 2019): Всерос. конф. молодых исследователей с междунар. участием. (Москва, 10–13 декабря 2019 г.) М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. С. 308–311. https://elibrary.ru/szsuhg
28. Seabrook E. M., Kern M. L., Rickard N. S. Social networking sites, depression, and anxiety: A systematic review. JMIR Mental Health, 2016, 3(4). http://dx.doi.org/10.2196/mental.5842