КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ АГРАРНОГО МАЛОГО И МИКРО-БИЗНЕСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Малый сектор (фермерские и личные подсобные хозяйства) играет значительную роль в производстве продукции сельского хозяйства, однако инфраструктуры сбыта их продукции до сих пор не создано, так как заинтересованность и поддержка со стороны государства в данном вопросе отсутствует. В формируемой инфраструктуре фермеры не получили доступа ни к софинансированию её объектов, ни к перечню необходимых им услуг. Объекты и методы исследования основаны на анализе программных документов Правительства РФ, определяющих развитие оптово-продовольственных рынков и агрегаторов фермерской продукции, обобщении опыта торговых сетей, сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов, изучении возможностей малого сельского бизнеса аграрных регионов по формированию сбытовых кооперативов. Проведено библиографическое исследование опыта зарубежных стран по подготовке инфраструктуры фермерской продукции и сравнение подходов к её разработке с российской практикой, предложен авторский подход к формированию условий взаимодействия поставщиков и агрегаторов фермерской продукции с применением абстрактно-логического метода. Результаты свидетельствуют о том, что наиболее остро проблемы сбыта продукции малого аграрного бизнеса стоят в регионах аграрной специализации. Наличие такой инфраструктуры способно поддержать производство во всех секторах малого бизнеса, а потенциал роста есть везде. Сегодня малый бизнес организует сбыт своей продукции самостоятельно и локально. Опыт работы оптово-распределительных центров страны показал, что для малого бизнеса их услуги недоступны. Работать с малыми поставщиками эти центры могут только через посредников – агрегаторов фермерской продукции. Обобщение первого опыта создания таких агрегаторов между торговой сетью «Магнит» на корпоративных принципах и сельскохозяйственным потребительским сбытовым кооперативом «Калина-Малина» Кемеровской области показало, что у каждого из них есть свои преимущества и недостатки. В результате предложены условия финансовых отношений участников цепочек товародвижения в разных системах сбыта, включающих производителей и агрегаторов продукции малых форм сельскохозяйственного производства и оптово-распределительные центры. Реализация данного подхода позволит, с одной стороны, снизить цены на потребительских рынках, с другой – повысить эффективность сельскохозяйственного производства в малом секторе.

Ключевые слова:
Продукция, сбыт, инфраструктура, агрегаторы, кооперативы, торговые сети, прибыль, распределение
Список литературы

1. Vorobyov SP. Methodological aspects of typification of Russian regions based on the analysis of the institutional structure of the economy of the agro-industrial complex. Economics. Profession. Business. 2020;(3):21–27. (In Russ.). https://doi.org/10.14258/epb201982; https://www.elibrary.ru/TFLOZY

2. Nechaev VI. Increasing the profitability of agricultural production: significant factors and solutions. Economy, labor, management in agriculture. 2024;(3):72–85. (In Russ.). https://doi.org/10.33938/243-72; https://www.elibrary.ru/OLTROS

3. Gritsenko G. Methodological approaches to the substantiation of forecasts for the development of the infrastructure for the maintenance of the agricultural sector of a rural municipality. AIC: Economics, Management. 2019;(10):79–86. (In Russ.). https://doi.org/10.33305/1910-79; https://www.elibrary.ru/IARFHG

4. Петрова М. В. Роль и значение агропромышленного комплекса Алтайского края в обеспечении продовольственной безопасности России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. № 3. Номер статьи: 6712. https://www.elibrary.ru/WLQFJO

5. Pak Z, Kravchenko D, Molchanova L. Mechanisms and tools for managing the development of small businesseS. AIC: Economics, Management. 2021;(4):3–12. (In Russ.). https://doi.org/10.33305/214-3; https://www.elibrary.ru/ZPNBBH

6. Podrezov AA. Analys is of the performance of economic activities of agricultural holdings. Economy, Labor, Management in Agriculture. 2022;(10):116–123. (In Russ.). https://doi.org/10.33938/2210-116; https://www.elibrary.ru/WQLNOC

7. Луковникова Н. С. Оптово-распределительные центры как стимул развития сельского хозяйства // Агропродовольственная экономика. 2019. № 2. C. 17–24. https://www.elibrary.ru/ZAUFGP

8. Momynkulova SH. Formation of wholesale distribution centers in the food supply system of regions of Kazakhstan. Central Asian Economic Review. 2023;(1):72–83. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2023-1-72-83; https://www.elibrary.ru/NZQXZX

9. Рыкова И. Развитие сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, включая создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры и обеспечение функционирования автоматизированных информационных логистических и расчетных систем. Москва. 2014. (Дата обращения 12.01.2024) https://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/Metodicheskie_recomendacii_ORC.pdf

10. Перспективы формирования двухуровневой системы агрологистических центров в условиях новых вызовов для АПК России / С. В Ламанов [и др.] // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2022. № 3. C. 123–130. https://www.elibrary.ru/ORFOZD

11. Ламанов С. В., Ромашкин Р. А., Сурганова Т. В. Анализ опыта создания сети оптово-распределительных центров в России. (Дата обращения 21.01.2024). https://ecfs.msu.ru/Analitics/Оптово-распределительные%20центры%20в%20РФ%20история%20вопроса.pdf

12. Акьюлов Р. И. Маркетплейс как инновационный метод продвижения продовольственных товаров в электронной торговле // Инновации и инвестиции. 2023. № 11. С. 91–93. https://www.elibrary.ru/HDWWVL

13. Galiev RR, Kovshov VA, Gusmanov RU. Agrolandshering cooperative marketplace project. Bulletin NGIEI. 2021;(2):101–112. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2227-9407-2021-2117-101-112; https://www.elibrary.ru/MUDAJF

14. Халиуллин А. Р., Гайнутдинов И.Г. Цифровая сельскохозяйственная онлайн платформа и её роль в повышении эффективности реализации сырого молока // Дневник науки. 2023. № 9. Номер статьи 10. https://www.elibrary.ru/VOSFTD

15. Чеглов В. П., Ягудин А. Н. Развитие инфраструктуры продаж продукции фермерских хозяйств в России на основе анализа зарубежного опыта. Экономика и предпринимательство. 2019. № 8. C. 790–793. https://www.elibrary.ru/UYWZDT

16. Routroy S, Behera, A. Agriculture supply chain: A systematic review of literature and implications for future research. Journal of Agribusiness in Developing and Emerging Economies. 2017;7(3):275–302. https://doi.org/10.1108/JADEE-06-2016-0039

17. Акимова Ю. А., Кочеткова С. А. Европейский опыт регулирования развития аграрной сферы экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12–7. C. 1261–1265. https://www.elibrary.ru/VJFUAT

18. Promoting agricultural exports in the EU and what Russia can adopt from this experience. [Internet]. [cited 2020 May 06]. Available from: https://agrarian.expert/eksportnaya-politika-es-prodvizhenie-selhozprodukcii-na-rynki-tretih-stran/

19. Lee B, Liu J-Y, Chang H-H. The choice of marketing channel and farm profitability: Empirical evidence from small farmers. Agribusiness. 2020;36(3):402v421. http://doi.org/10.1002/agr.21640

20. Chand K, Suresh A, Dastagiri MB, Kumar S, Mandal S. Fruit marketing, its efficiency and supply chain constraints in India: A case study. Indian Journal of Agricultural Sciences. 2021;91(8):1146–1150. https://doi.org/10.56093/ijas.v91i8.115800

21. Kumar A, Sumit, Yadav MK, Rohila AK. Constraints faced by the farmers in production and marketing of vegetables in Haryana. Indian Journal of Agricultural Sciences. 2019;89(1):153–160. https://doi.org/10.56093/ijas.v89i1.86198

22. Pham TT, Theuvsen L, Otter V. Determinants of Smallholder Farmers' Marketing Channel Choice: Evidence from the Vietnamese Rice Sector. Asian Economic Journal. 2019;33(3):281v300. https://doi.org/10.1111/asej.12187

23. Tafesse A, Megerssa GR, Gebeyehu B. Factors determining commercialization of agricultural products in Offa District, Ethiopia. Cogent Food and Agriculture. 2020;6:1816253. https://doi.org/10.1080/23311932.2020.1816253

24. Q Fan, Garcia VBS. Access to information and market participation of smallholder farmers in Peru. Journal of Agricultural Economics. 2018;69(2):476–494. https://doi.org/10.1111/1477-9552.12243

25. Mukhametgaliev F, Khafizov D, Khismatullin M, Gaynutdinov I, Sitdikova L. Issues of small forms of economic and cooperation development in rural areas. Vestnik of the Kazan State Agrarian University. 2019;14(1):138–144. https://doi.org/10.12737/article_5ccedf76d50a12.50893731; https://www.elibrary.ru/WYJOFF

26. Кооперация в системе оптово-распределительных центров региональной экономики / В. П. Леошко / [и др.] // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2022. № 2. C. 33–41. https://doi.org/10.37984/2076-9288-2022-2-33-41; https://www.elibrary.ru/QLKFMY

27. Колончин К. В. Организации инфраструктуры агропродовольственного рынка: целевые установки и проблемы современного этапа развития. Пищевая промышленность. 2018. № 12. C.14–19. https://www.elibrary.ru/YUKJLN

28. Artemova EI, Plotnikova EV, Galkina AG. Solving the problem of selling products of small agricultural producers based on the development of local retail chains. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021;(43):36–41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-11034; https://www.elibrary.ru/RXGASJ

29. Доможилкина Ж. В., Мишарина Д. Ю. Перспективы создания единого логистического центра продукции АПК в Республике Крым // Вестник АПК Верхневолжья. 2018. № 2. C. 66–69. https://www.elibrary.ru/XTTONN


Войти или Создать
* Забыли пароль?