Старопестерево, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Россия
Новосибирск, Россия
Кемерово, Россия
Использование в образовательных организациях разного уровня инновационных подходов к формированию и развитию личности, в том числе ее психофизиологического здоровья, оказывает влияние на качество образования, соответствующее современным требованиям общества. Представлена и описана педагогическая модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога основного общего образования. Цель – обосновать компонентную структуру модели совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога, показав ее содержательное наполнение и возможности использования. Отмечена необходимость рассмотрения целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков. В целевом блоке описаны цели, задачи, принципы, подходы по совершенствованию здоровьесберегающей компетентности педагога в процессе адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования. Содержательный блок модели включает комплекс образовательных событий, направленных на решение воспитательных, обучающих, развивающих и социально-оздоровительных задач в урочной, внеурочной и внешкольной образовательной деятельности. В описании процессуального блока отражены виды и направленность адаптивно-развивающего взаимодействия субъектов образования, позволяющие корректировать психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение обучающихся основной и средней школы с учетом возрастных, регуляторно-поведенческих особенностей подростков, их функциональных возможностей, ресурсов социально-педагогической среды. Оценочно-результативный блок содержит описание уровневых характеристик трех основных групп здоровьесберегающих компетенций, приобретаемых педагогами: психолого-педагогических, дидактических и информационно-технологических. В результате показана динамика параметров здоровьесберегающей компетентности педагога на этапах констатирующего и формирующего эксперимента по внедрению педагогичесой модели совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога основного общего образования. Проведение комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга, в свою очередь, способствовало повышению готовности субъектов образования к коммуникации и способности на основе психолого-педагогического взаимодействия мотивировать учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных регуляторно-поведенческих особенностей организма.
здоровьесберегающая компетентность педагога, педагогическая модель, компоненты модели, психолого-педагогические компетенции педагога, дидактические компетенции педагога, информационно-технологические компетенции педагога
1. Королев М. Ф. Гарантии качественного профессионального образования. Механизмы обеспечения гарантий качества профессионального образования, ред. М. Ф. Королев. М.: РАГС, 2008. С. 63-68.
2. Покасов В. Ф. Управление качеством образования современной школы (методические материалы). Ставрополь: СКИРОПК и ПРО, 2012. 145 с.
3. Гончарова В. А. Тенденции современного образования: от проблем к возможностям. Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 101-115. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-5-101-115
4. Агранович М. Л. Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение? Вопросы образования. 2019. № 4. С. 254-275. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-254-275
5. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Арлашева Л. В., Максимова Н. В., Кириченко В. В., Четверик О. Н., Зарченко П. Ю. Совершенствование личностного потенциала обучающихся подростков на основе здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1. С. 56-75. https://doi.org/10.54509/22203036_2023_1_56
6. Абаскалова Н. П. Здоровьесберегающие технологии в системе образования. In: Айзман Р. И., Лебедев А. В., Лысова Н. Ф., Абаскалова Н. П., Луканина С. Н., Иашвили М. В., Филиппова Ю. С., Чернышев В. М., Мельникова М. М. Школьная медицина. М.: КноРус, 2023. С. 125-149. https://www.elibrary.ru/qejgmn
7. Иванова О. Г. Актуализация здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 199 с. https://www.elibrary.ru/mixljg
8. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся. Книга III. Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в образовательной деятельности, науч. ред. Э. М. Казин. Кемерово: КРИПКиПРО, 2022. 386 с. https://www.elibrary.ru/uzpeht
9. Свиридова И. А., Казин Э. М., Тарасова О. Л., Федоров А. И., Миллер Н. А. Программный психодиагностический комплекс «Школа - адаптация - здоровье» (ППДК «Школа - АЗ»). ГОО «Кузбасский РЦППМС», 2015. Свидетельство о гос. регистрации программ для ЭВМ. 2016. № 2016611139. https://www.elibrary.ru/zdoegz
10. Красношлыкова О. Г., Кошевая О. Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 20-26. https://www.elibrary.ru/cjcuun
11. Петунин О. В., Асташова Т. А. Организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций преподавателя вуза. Высшее образование сегодня. 2023. № 1. С. 44-49. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.23.01.P.044
12. Петунин О. В., Асташова Т. А. Педагогический мониторинг как фактор развития профессиональных компетенций преподавателя вуза. Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 12. С. 48-51. https://www.elibrary.ru/dijnfu
13. Зворыкин В. П. Морфофункциональные основы индивидуальности, а также духовности человека. Успехи физиологических наук. 1992. Т. 23. № 3. С. 107-124.
14. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся. Книга II. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты развития обучающихся в онтогенезе, науч. ред. Э. М. Казин. Кемерово: КРИПКиПРО, 2021. 433 с. https://www.elibrary.ru/sndwmd
15. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5. С. 72-82. https://www.elibrary.ru/umtysl
16. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Дочкин С. А.и др. Развитие личностного потенциала субъектов образования в процессе здоровьесберегающего сопровождения. М.: Русское слово - учебник, 2023. 304 с.
17. Казин Э. М., Коцарь Ю. А., Кириченко В. В. Реализация механизмов управления качеством образовательной деятельности педагога на основе мониторинга уровня развития личностного потенциала обучающихся. Сибирский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 35-48. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2302.04
18. Абаскалова Н. П. Ресурсы образовательного учреждения по реализации здоровьесберегающих технологий. Социально-философские аспекты науки и образования. 2023. № 2. С. 5-12.
19. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
20. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд., доп. и испр. М.: МГУ, 1984. 344 с.
21. Сафронова М. В., Гребенникова И. Н., Сафронов И. Д., Салимзянов Р. Р. Влияние занятий спортом на психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся разного возраста. Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 154-162. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1906.14
22. Шинкаренко А. С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2013. 205 с. https://www.elibrary.ru/xrtwty
23. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-2. С. 132-137. https://www.elibrary.ru/tolbft
24. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов: Нейролингвистическое программирование. Саратов: Научная книга, 1996. 332 с.