Стратегирование коммерциализации инноваций в условиях отечественной экономики данных
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Согласно исследованию академика А. Г. Аганбегяна одним из ключевых факторов организации роста экономики, благосостояния и трансформации социально-экономической системы России является формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры с двухсторонними автострадами, скоростными железными дорогами, региональной сетью аэропортов и крупными логистическими центрами в ключевых транспортных узлах. Учитывая длинный цикл окупаемости таких проектов, который составляет до 20–25 лет, и объем инвестиций, которые потребуются на реализацию данной инициативы (по оценкам до 3 трлн рублей ежегодно), то внутренних инвестиционных ресурсов компаний поставщиков и операторов транспортно-логистической инфраструктуры для реализации этой инициативы будет не достаточно. В связи с тем, что логистика проходит путь от 1PL, 2PL и 3PL к 4PL и 5PL, к транспортно-логистической инфраструктуре предъявляются высокие требования по обеспечению мультимодальности не только на уровне физической инфраструктуры, но и к программно-аппаратным решениям. Это способствует росту межотраслевых научно-исследовательских групп и интероперабельных научно-технических решений. Основой транспортно-логистической инфраструктуры России является железнодорожная отрасль. Ее основная задача с точки зрения операционной деятельности состоит в поддержании бесперебойности функционирования и обеспечении безопасности пассажиро- и грузопотоков Российской Федерации. В условиях санкционных ограничений задача по формированию опережающего научно-технического задела и его масштабирования в железнодорожной отрасли возросла. Обеспечение технологического суверенитета связано со сквозными производственными технологиями, к которым относят алгоритмы искусственного интеллекта, цифровые двойники и другие технологи, которые предъявляют требования к интероперабельности данных. Данная статья посвящена выявлению потенциала повышения эффективности коммерциализации инноваций и трансфера технологий компаний железнодорожной отрасли. Мы предложили авторские рекомендаций по повышению экономической мотивации для преодоления барьеров коммерциализации и трансфера технологий компаний железнодорожной отрасли России. Использовали теорию стратегии и методологию стратегирования академика В. Л. Квинта

Ключевые слова:
коммерциализация инноваций, транспортно-логистическая отрасль, экономика данных
Список литературы

1. Аганбегян А. Г. Опыт зарубежных стран по ускоренному социально-экономическому росту и его возможное использование для России // Стратегирование: теория и практика. 2024. Т. 4. № 1. С. 1–26. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2024-4-1-1-26

2. Бахвалов Л. А. Моделирование систем. М.: Московский государственный горный университет, 2006. 294 с.

3. Григорьева Н. Н. Проблемы и перспективы внедрения инноваций на железнодорожном транспорте // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2018. Т. 2. С. 40–43.

4. Журавлева Н. А. Проблемы внедрения цифровых технологий на транспорте // Транспорт Российской Федерации. 2019. Т. 82. № 3. С. 19–22.

5. Зудин Н. Н., Мухлисов Р. Р. Корпоративные инновационные системы в железнодорожной отрасли: страновая специфика и место в основных отраслевых моделях // Инновации. 2017. Т. 222. № 4. С. 93–102.

6. Иволгина Н. В., Степанова Д. И. Венчурное финансирование как инструмент инвестирования в новые идеи и научно-технические достижения // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 211–214.

7. Катунина И. В. Инновационное развитие предприятий железнодорожного транспорта в условиях стратегических изменений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. Т. 23. № 1. С. 101–106.

8. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. I. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.

9. Квинт В. Л. Стрaтегическое упрaвление и экономикa нa глобaльном формирующемся рынке. М.: Бизнес Aтлaс, 2012. 627 c.

10. Квинт В. Л., Хворостяная А. С., Сасаев Н. И. Авангардные технологии в процессе стратегирования // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. 1170–1179. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1170-1179

11. Кондратьев В. В. Модельно-ориентированный системный инжиниринг 2.0. М.: МФТИ, 2021.

12. Кондратьев В. В., Тищенко Е. Б. Архитектурный инжиниринг гибридных моделей, включающих цифровые двойники и машинное обучение // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 5. С. 94–99.

13. Кондратьев В. В., Тищенко Е. Б. Стратегия пошагового расширения системных инструментов цифрового инжиниринга с искусственным интеллектом // Экономические стратегии. 2024. Т. 192. № 6.

14. Крегель Д. А. Опыт предприятий железнодорожного транспорта по осуществлению инновационной деятельности // Вестник университета. 2018. № 3. С. 33–38. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-3-33-38

15. Лапидус Б. М. Повышение производительности и эффективности железнодорожного транспорта на инновационной основе // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2012. № 5. С. 3–6.

16. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: URSS, 2013. 234 с.

17. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Сушко Е. Д. Национальная стратегическая сила стран, международная торговля и экономическая успешность стран в нестабильном мире // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 277–297. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-277-297

18. Молчанова С. М. Венчурное финансирование как основной элемент инновационного развития // Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях: Материалы II Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 180–185.

19. Развитие методологических положений проектного управления в сфере обеспечения технологического суверенитета АПК / А. Н. Сёмин [и др.] // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2022. № 4. С. 3–10.

20. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики / В. Л. Квинт [и др.] // Управленческое консультирование. 2022. Т. 165. № 9. С. 57–67. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-57-67

21. Тагиров Ш. М. Роль государственно-частного партнёрства в развитии транспортной отрасли РД // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2016. № 3. С. 35–41. https://doi.org/10.24411/2412-2025-2016-00043

22. Тищенко Е. Б., Славянцев М. В. Стратегический анализ межстрановой координации реиндустриализации индустрий (на примере потенциала кооперации России и Египта) // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2. С. 158–171. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-158-171

23. Щербаков Н. Б. Преимущества применения альянсов при реализации проектов капитального строительства. Результаты адаптации контрактной формы FAC-1 к российскому законодательству // Доклад на Ежегодной отраслевой конференции представителей строительного комплекса атомной отрасли. 2019.

24. Abuhamoud M. A. A., Rahmat R. A. O. K., Ismail A. Transportation and its concerns in Africa: A review // The Social Sciences. 2011. Vol. 6. № 1. P. 51–63.

25. Akinshipe O., Aigbavboa C. A theoretical review of the state of infrastructure in Africa // Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management. Dubai, 2020. P. 1647–1655.

26. Attwairi A. The patterns and trends of African urbanization // Libyan Studies Journal. 2017. Vol. 2. P. 247–255.

27. Choi J., Dutz M., Usman Z. The future of work in Africa. Harnessing the potential of digital technologies for all. The World Bank, 2020. 257 p.

28. Cross-industry principles for digital representations of complex technical systems in the context of the MBSE approach: A review / N. Bolshakov [et al.] // Applied Sciences. 2023. Vol. 13. № 10. https://doi.org/10.3390/app13106225

29. Eessaar E. The database normalization theory and the theory of normalized systems: Finding a common ground // Baltic Journal of Modern Computing. 2016. Vol. 4. № 1. P. 5–33.

30. Irandu E. M., Owilla H. H. The economic implications of belt and road initiative in the development of railway transport infrastructure in Africa: The case of the standard gauge railway in Kenya // The African Review. 2020. Vol. 47. P. 457–480. https://doi.org/10.1163/1821889X-12340027

31. Liu X., Wang X., Feng X. Study and application of the IOT technology in railway // Advanced Materials Research. 2013. Vol. 694–697. P. 3329–3332. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMR.694-697.3329

32. Luke R., Walters J. Logistics challenges and opportunities in Africa in the 2020s // Global logistics and supply chain strategies for the 2020s / eds. R. Merkert, K. Hoberg. Cham: Springer, 2022. P. 357–377. https://doi.org/10.1007/978-3-030-95764-3_21

33. Parida P. Unlocking mineral resource potential in southern African countries: Is rail infrastructure up to the challenge? // Transportation Research Procedia. 2014. Vol. 1. № 1. P. 206–215. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2014.07.021

34. Requirements to the modernization of African railway networks: The standard gauge versus the metric gauge / L. Seba Minsili [et al.] // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2017. Vol. 8. № 7. P. 925–941.

35. Sankpal K. A., Metre K. V. A review on data normalization techniques // International Journal of Engineering Research and Technology. 2020. Vol. 9. № 6. P. 1438–1441. https://doi.org/10.17577/IJERTV9IS060915

36. Shah S., Rutherford R., Menon S. Emerging technologies of IoT usage in global logistics // International Conference on Computation, Automation and Knowledge Management. Dubai, 2020. P. 251–257. https://doi.org/10.1109/ICCAKM46823.2020.9051530

37. Urbanization in Africa: Challenges and opportunities for conservation / B. Güneralp [et al.] // Environmental Research Letters. 2017. Vol. 13. № 1. https://doi.org/10.1088/1748-9326/aa94fe

38. Urbanization will drive changes in the African food system and biodiversity through dietary shifts rather than through urban expansion / K. de Vos [et al.] // Nature Portfolio. 2023. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-3365391/v1

39. Xie Y., Wang C. Evolution and construction differentiation pattern of African railway network // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 24. https://doi.org/10.3390/su132413728

40. Yu L., Pan Y., Wu Y. Research on data normalization methods in multi-attribute evaluation // International Conference on Computational Intelligence and Software Engineering. Wuhan, 2009. P. 1–5. https://doi.org/10.1109/CISE.2009.5362721

Войти или Создать
* Забыли пароль?